Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Гравюра «Мария»

Представляем вам резцовую гравюру конца XVIII века - «Мария» из коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал», изготовленную известным итальянским гравером и рисовальщиком Франческо дель Педро (Francesco del Pedro, 1749-1806) с картины «Мария» известной немецко-швейцарской художницы Марии Анны Анге́лики Катарины Ка́уфман (1741-1807).



А. Кауфман

 А. Кауфман





Гравюра была отпечатана в Венеции одним из крупнейших издателей этого времени - Николо Кавалли (Nicolo Cavalli, 1730-1822). Графический лист с оборотной стороны имеет порядковый номер №36 и владельческую надпись Василия Дубасникова. О братьях Сидоре и Василии Дубасниковых, происходивших из династии известных ремесленников, которые имели в Нижнем Тагиле свои мастерские, мы писали в предыдущих статьях. Гравюры крепостные мастера приобретали у Нижнетагильской заводской конторы с целью использования новых сюжетов в росписи подносов, таким образом, собрали целую коллекцию. Лист, с которым мы вас знакомим сегодня, был раскрашен яркой акварелью, вероятно, одним из мастеров и сразу стал напоминать не классическую живопись, а лубок!




«Мария» Ангелика Кауфман (1741-1807) Гравер Франческо дель Педро (1749-1806) Издатель Николо Кавалли (1730-1822) Венеция,1780-е (?) Бумага, гравюра резцом, раскрашенная акварелью

 «Мария» Ангелика Кауфман (1741-1807) Гравер Франческо дель Педро (1749-1806) Издатель Николо Кавалли (1730-1822) Венеция,1780-е (?) Бумага, гравюра резцом, раскрашенная акварелью





Гравюра «Мария»






Пастельный колорит оригинала, с которого выполнена гравюра, выглядит иначе, но с ним мастера, к сожалению, знакомы не были. У нас с вами такая возможность есть! К нашему удивлению, обнаружена не одна, а две картины «Мария» кисти Ангелики Кауфман, и находятся они в музеях Великобритании. Одна картина с овальной формой, написанная в мягком приглушенном пастельном тоне находится в Ноттингемском музее (вероятно, более ранняя, по колориту схожая с эрмитажной картиной «Безумная Мария»).




Мария. Ангелика Кауфман. Ноттингемский музей

 Мария. Ангелика Кауфман. Ноттингемский музей






Безумная Мария. Ангелика Кауфаман. Эрмитаж

Безумная Мария. Ангелика Кауфаман. Эрмитаж




Второе полотно, но уже с более подробным названием «Maria of Moulines» «Мария из Мулена» и с точной датой 1779 г. выставлена в галерее Боллинг-Холла города Бредфорта. С последним полотном наш графический лист имеет большее сходство.




Фото предоставлено Музеем и галереей Брэдфорда

Фото предоставлено Музеем и галереей Брэдфорда





Ангелика Кауфман, не получившая систематического образования, благодаря таланту и упорному копированию произведений великих мастеров добилась невероятных успехов. О признании художницы говорит факт избрания ее членом Академии св. Луки в Риме и Королевской академии в Лондоне, где она была единственной женщиной.


Сюжет картины «Мария» возвращает нас к произведению английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», о котором мы уже говорили, описывая гравюру «Стерн и Мария» из нашего собрания.


Ангелика Кауфман, как мы теперь понимаем, несколько раз возвращалась к изображению героев этого романа. Напомним, повествование книги ведется от имени пастора Йорика, который путешествует и собирает дорожные впечатления. Из рассказа своего друга он узнает о безумной девушке (потерявшей рассудок из-за любви) из города Мулен во Франции, и решает навестить ее.


На картине художницей в точности воспроизведен текст Стерна: «Когда мы были уже в полулье от Мулена, я увидел в просвет на боковой дороге, углублявшейся в заросли, бедную Марию под тополем - она сидела, опершись локтем о колено и положив на ладонь, склоненную набок голову - под деревом струился ручеек. Мария была одета в белое, совсем так, как ее описал мой друг, только волосы ее, раньше убранные под шелковую сетку, теперь падали свободно. — Как и раньше, через плечо у нее, поверх кофты, была перекинута бледно-зеленая лента, спадавшая к талии; на конце ее висела свирель. — Козлик ее оказался таким же неверным, как и ее возлюбленный; вместо него она достала собачку, которая была привязана на веревочке к ее поясу».


Описанные Стерном сердечные переживания и чувствительные сюжеты были настолько популярны у читателей и иллюстраторов в конце XVIII- начале XIX вв., что героев изображали на различных предметах: живописных полотнах и книжных гравюрах, рисунках, вышивках, предметах декоративно-прикладного искусства — табакерках и веерах, а также столах и стульях. Не удивительно, что в Нижнем Тагиле могли появиться подносы с одной из героинь «Сентиментального путешествия», тем более что закупкой гравюр в Европе занимались лично господа Демидовы.


Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед.