Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

Тагильский мастер С.Е. Козопасов

minikozopacov.jpg



Новая выставка посвящена талантливому тагильскому мастеру- изобретателю Степану Ефимовичу Козопасову (1782(?)-1838) и его технической деятельности на Нижнетагильских заводах в начале XIX в.
Конструкции заводских механизмов С.Е. Козопасова, используемые технические новшества отличались оригинальностью. Он разработал способ лужения листового железа на английский манер, изобрел «машинку из шестерней для разбития тяжелых чугунных штук». Степан Козопасов, до создания паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, предложил проект «устройства чугунной дороги с канатной тягой» для перевозки медных руд на специальных рудовозных тележках с Медного рудника на Нижнетагильский завод. Как писал о мастере П.Н. Демидов:
«… он во всех частях стоит Черепанова…».

minikozopacov2.jpg


Не раз С. Козопасов бывал в Петербурге, Москве, знакомясь с работой крупнейших машиностроительных заводов, в том числе обучался на Сестрорецком оружейном заводе различным видам мастерства, включая «относящиеся к ружью».

Главное техническое новшество С. Козопасова - это «штанговая машина», которая откачивала воды из шахт Медного рудника. В 2017 году этому, самому оригинальному и грандиозному по своим размерам техническому творению тагильского механика С.Е. Козопасова, исполняется 190 лет.

minikozopacov1.jpg


Для действия машины на Нижнетагильском заводе было установлено водяное колесо, диаметром более 10м. Штанговая машина представляла собой водяной двигатель с деревянными «качающимися штангами» (шатунной передачей). Такая система передачи механической энергии на огромное расстояние была уникальной в своем роде. Длина машины С.Е. Козопасова была больше километра, а передаваемая мощность достигала 112 лошадиных сил. Первая штанговая машина была установлена на Анатольевской шахте, а также откачивала воду из шахты Темной (позднее-Павловской), а вторая машина, созданная в 1828г, была построена для Владимирской шахты Медного рудника. Позднее Е.А. и М.Е. Черепановыми при этих шахтах были запущены паровые машины, которые откачивали воду зимой, а штанговые машины использовались летом.
Посетители музея увидят на выставке не только чертеж «штанговой машины», но и благодаря смете, составленной С. Козопасовым, узнают, сколько стоило для Демидовых ее строительство.


minikozopacov3.jpg


На выставке также представлены фотографии из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» с видами Медного рудника XIXв., образцы медесодержащих минералов – куприта и хризоколла, которые добывались в шахтах.
О строительстве «штанговой машины», ее технических особенностях можно узнать из «Горного журнала» 1846г, представленного на выставке.
В 2017г. исполняется 190 лет «штанговой машине», самому оригинальному и грандиозному по своим размерам техническому творению тагильского механика С.Е. Козопасова.  



Мини- выставка представлена в историко-техническом музее «Дом Черепановых», ул. Верхняя Черепанова,1.
Выставка открыта для посетителей до декабря 2017г.
Телефоны для справок: 41-64-01, 48-76-95