Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

������������������ ���������� ����������������������������

Историко-технический музей «Дом Черепановых»

Уважаемый посетитель!


Мы приветствуем Вас в историко-техническом музее «Дом Черепановых», который познакомит Вас  с деятельностью тагильских изобретателей XVIII –  XIX вв., вписавших много славных страниц  в историю отечественной технической мысли.





Историко-технический музей «Дом Черепановых»

Историко-технический музей «Дом Черепановых» расположен на южном берегу Выйского пруда,
на территории старинной усадьбы. Среди клёнов и лип уютного парка стоит двухэтажное каменное здание
с ажурными решётками балконов и открытой террасой. Дом, в котором расположен музей, является памятником архитектуры первой половины XIX века федерального значения. Он был построен
в 1830-1840-хх гг. в стиле позднего русского классицизма, предположительно, по проекту тагильского крепостного архитектора Александра Петровича Чеботарева (1798(97) - ?), выпускника Санкт-Петербургской академии художеств.  Архивные документы свидетельствуют, что первоначально в этом доме жил с семьей один из создателей первого паровоза в России Мирон Ефимович Черепанов (1803-1849 гг.),
потом его сын – Киприян (1838-1862). После  его смерти  дом был продан заводскому управлению
Выйского медеплавильного завода. Здесь жили управляющие этого завода – Осип Петрович Залесский, Игорь Игнатьевич Челышев. В советские годы в этом здании находились разные организации: коммунальные квартиры служащих Высокогорского механического завода, леспромхоз, горкомхоз,
детский приемник-распределитель УВД. В 1984 г. дом был передан Нижнетагильскому музею-заповеднику, а 12 августа 2004 г., в нем был открыт историко-технический музей «Дом Черепановых».  В 2005 г. творческая группа создателей экспозиции этого музея стала лауреатом областной музейной премии имени О.Е. Клера.

Наше путешествие по музею мы начинаем с цокольного этажа, где Вы можете раздеться и приобрести билет. По деревянной резной лестнице поднимаемся на второй этаж, где начинается осмотр музейной экспозиции.


Зал 1. Тагильские крепостные изобретатели XVIII-XIX вв.


Центральным экспонатом экспозиции являются астрономические часы, сделанные в 1755-1775 гг. талантливым мастером  Е.Г. Кузнецовым-Жепинским (1725-1805). Часы имеют астрономическую
и театрально-музыкальную части. Первая включает механизмы восхождения и захождения солнца,
рождения и ущербления луны и показывала «каждого дня святых» соответствующих данному числу
по святцам. 


Вторая  часть состоит из органчика, исполнявшего некогда шесть мелодий, и действующей «молотовой фабрики». Для того чтобы создать механизмы такой сложности, нужно было хорошо владеть механикой, автоматикой, астрономией и другими науками. Все нужные знания знаменитый мастер приобрел и применил самостоятельно, что говорит о его незаурядном техническом таланте!




Подпись. Е.Г. Кузнецов-Жепинский (1725-1805). Астрономические музыкальные часы. Железо, бронза, медь, масло, роспись. 1755-1775 гг.

С.В. Дубасников. Е.Г. Кузнецов-Жепинский. Роспись на дрожках. 1801 г. 



Егор Григорьевич немало потрудился на благо демидовских заводов. Его изобретения значительно сократили затраты и повысили качество труда, принеся несомненную  производственную и экономическую выгоду. Но «вольную» от крепостного права Е.Г. Кузнецов получил не за это,
а за изготовление музыкальных дрожек, которые  в 1801 г. поразили москвичей на коронации Александра I.
Дрожки имели систему верстомеров, механический орган, исполнявший
22 мелодии, и были расписаны тагильским художником
С.В. Дубасниковым (1780-?), который наряду с пасторальными сценами изобразил портрет самого изобретателя. 

 



Среди преемников Е.Г. Кузнецова был Степан Егорович Козопасов (1781-1838) – создатель «штанговой машины» для откачки воды из шахт, макет которой представлен в экспозиции. Штанговая машина,  построенная в 1827 г. имела длину более километра и служила для передачи энергии водяного колеса, установленного на Нижнетагильском заводе, к водооткачивающим машинам Медного рудника.
К водяному колесу были прикреплены штанги, которые приводили в движение коромысла, а те в свою очередь – попеременно заставляли двигаться поршни в цилиндрах. При подъеме поршня вода поднималась наверх  (как в насосе для откачивания воды), затем стекала по специальному желобу в реку,
потом поднимался поршень во втором цилиндре и действия машины повторялись.
Макет «штанговой машины»  изготовлен И.А.Треноженко в 2006 г.



Макет штанговой машины С.Е. Козопасова 1827 года. Изготовлен И.А. Треноженко. Дерево, медь, поделочный камень. 2006. 

Макет паровой машины И.И. Ползунова производит большое впечатление на посетителей. В 1766 г.
Иван Иванович Ползунов (1728-1766), русский изобретатель, построил паровую машину
на Колывано-Воскресенских заводах. Она имела циклопические размеры: была высотой с трехэтажный дом, а некоторые детали весили 2,5 тонны. Вода, нагреваясь в котле, склепанном из медных листов, превращалась в пар и поступала в два трехметровых цилиндра. Поршни в цилиндрах приводили в движение  коромысла, которые соединялись с мехами, нагнетавшими воздух в плавильные печи. Наличие двух поршней позволяло сделать процесс работы непрерывным. Машина И.И. Ползунова стала первой универсальной паровой машиной, которая обеспечивала непрерывную работу и могла быть использована для любых работ. Она была создана за восемь лет до универсальной паровой машины Д. Уатта.




Макет универсальной паровой машины И.И. Ползунова  1766 года.
Макет изготовлен в Центральных научно-производственных мастерских Министерства культуры СССР. Дерево, бронза, железо. 1950-е гг.

Первая опытная паровая машина на Нижнетагильских заводах была построена в 1820 г. Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774-1842). Это был паровой двигатель для действия токарных станков Выйского механического заведения. Первая паровая машина была небольшой, «противу силы двух человек». В 1824 г. Е.А. Черепанов построил универсальную паровую машину в четыре лошадиные силы,
которую «к каждому действию можно пристроить» - она успешно действовала при мукомольной мельнице,
потом в механическом заведении и на платиновом прииске. Его сын Мирон Ефимович (1803 – 1849) стал верным сподвижником отца.


А в 1834 г. отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили первый русский паровоз.  Его макет, представленный в экспозиции, интересен тем, что сделан известным тагильским моделистом  В.Г. Токаревым точно по чертёжу Аммоса  Черепанова.  Этот уникальный документ 1834 г. был обнаружен в Государственном архиве Свердловской области в 1982 г. 



Чертеж первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых, с подписью: «С натуры снимал и чертил Аммос Черепанов», 1834 г.  Копия.

Макет первого паровоза Черепановых 1834 г. Изготовлен В.Г. Токаревым.  Дерево. Металл. 1984 г.

Макет выполнен в масштабе 1:10. В его изготовлении были использованы детали из металла (железо, сталь, медь)
и дерева, как и в настоящем паровозе. Макет выполнен на высоком профессиональном уровне, предельно точно  передает внешний вид первого паровоза, который представлял собой тележку на четырёх колёсах, на которой были установлены горизонтальные цилиндрические паровые котлы и топка для нагревания воды. В задней части паровоза расположена площадка для машиниста, откуда производилось закладывание дров в топку. При нагреве воды в котле происходило парообразование. Машинист с помощью верхнего медного крана пропускал пар по трубкам в цилиндры, заставляя в них двигаться поршни, которые давили на коленчатые валы, а те, в свою очередь, вращали большие рабочие колёса,
что и приводило паровоз в движение. Передние колёса паровоза являются вспомогательными и направляющими. Чтобы паровоз не соскакивал с рельсов (колёсопроводов), на их внешней стороне сделаны бортики, так называемые реборды. В передней части парового котла расположена высокая труба для выпуска дыма от сгораемых в топке дров. 

Черепановы внесли большой вклад в развитие техники машино­строения и русского железнодорожного транспорта. Вся деятельность замечательных тагильских механиков была, по словам самого
Ефима Чере­панова, направлена на то, чтобы «неослабно заводить машины... для пользы заводов
и для облегчения сил трудящихся». В 1834 г. Черепановы закончили строительство первого в России паровоза (грузоподъемность 3,3 т, скорость 13-16 км/ч, вес 2,4 т). В 1835 г. был построен второй паровоз грузоподъемностью более 1000 пудов или 16 т. Россия стала единственным государством в Европе,
где первые паровозы были изготовлены в своей стране, а не импортированы из Англии. За огромные заслуги в развитии разных отраслей заводской техники в 1836-м Мирон Черепанов получил «вольную» - был освобожден от крепостного права.


 Имена тагильских механиков и их творения составляют национальную славу России.


 Копии портретов отца и сына Черепановых были выполнены специально для экспозиции музея
«Дом Черепановых» в 1986 г. Оригиналы их хранятся в Государственном Эрмитаже. Во второй половине
XIX века они принадлежали семье  потомков Черепановых - Гуляевых, в 1940-е годы  А.П. Гуляев
передал их профессору В.В. Данилевскому, который увез их в Ленинград. Весной 1952 года
над восстановлением портретов работали старейший реставратор Эрмитажа Ф.А. Каликин и его ученица
А.М. Малова. По преданию семьи Гуляевых, портрет Ефима Алексеевича был написан петербургским художником, а портрет Мирона Ефимовича – тагильским. До настоящего времени не установлены ни авторы портретов, ни время их создания.


В момент передачи портреты имели плохую сохранность. После двухгодичной реставрации они поступили
в коллекцию Эрмитажа, а для Нижнетагильского музея были сделаны копии, выполненные ленинградскими художниками В.А. Бувалец (г.р. 1924) и В.Е. Моисеенко (1916-1988). Эти портреты экспонируются
в историко-краеведческом музее. В «Доме Черепановых» Вы  видите копии, выполненные в 1986 г.


Портрет Е.А Черепанова (1774-1842). Холст, масло.1 пол. XIX в. Автор копии Ю.И. Рунов, 1986 г., х.м.;  
Портрет М. Е. Черепанова (1803-1849). Холст, масло. 1 пол. XIX в. Автор копии Ю.С. Французов, 1986 г., х.м.

Большую мемориальную ценность представляет серебряная ваза Е.А. Черепанова, которую он получил
от заводчиков Демидовых за год до своей смерти в 1841 г. Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что этот экспонат когда-то держал в своих руках выдающийся механик. На зеркале чаши,
в окружении орнамента, выгравирована надпись: «Ефиму Алексеевичу /Черепанову/ Устроение первой паровой машины/ на рудниках и заводах/ Нижнетагильских 1824 года».  По мнению специалистов, ваза, изготовленная во Франции не позднее 1809-1819 г, была в 1840-1841 гг. переделана по специальному заказу П.Н. Демидова.


В 1956 г. профессором В.С. Виргинским был впервые опубликован фотоснимок серебряной вазы, которая хранилась сначала в семье внука М.Е. Черепанова - А.П. Гуляева, а затем в семье его дочери, Т.А. Котцевой.
В течение семнадцати лет контакты с семьей Т.А. Котцевой поддерживала заведующая историческим отделом Нижнетагильского музея Л.П. Лепо. Еще в 1970 г.  ей удалось заручиться согласием владельцев
на передачу вазы именно Нижнетагильскому музею, что и произошло в 1987 г. 



Ваза, которой был награжден Е.А. Черепанов за устроение первой паровой машины в 1824 году. Серебро, турмалины. Франция. 1809-1819 гг.

Личная печать Е.А. Черепанова. Техническая яшма. 
1 пол. XIX в.



Уникальным экспонатом является печать главного механика  Нижнетагильских заводов Е.А. Черепанова.
Она выполнена из  технической яшмы и имеет  пирамидальную четырехгранную форму. На её овальном основании
в простой рамке
выгравированы – вензель «ЕА»
и под ним – фамилия «Черепановъ».

В центре экспозиции располагается экспонат, который обращает на себя внимание посетителей музея, исследователей науки и техники, краеведов, журналистов, учащихся. Это знаменитый велосипед,
с которым связана легенда о первом в России велосипеде Артамонова.


Представленный в экспозиции велосипед  очень похож на модель «Паук», которая появилась в Англии
в 1870-х гг. Такие велосипеды назывались еще «костотрясами», т.к. на колесах еще не было шин, наполненных воздухом, соответственно и амортизации – пока едешь, все кости растрясешь. Вся конструкция весит почти 43 кг, педали расположены далеко (расстояние от сиденья до педалей 93 см), очень узкий
и маленький руль, который затруднял управление велосипедом.

Велосипед двухколесный. Железо, ковка. 2 пол. XIX в.



Существует легенда, согласно которой,
в 1801 году тагильский мастер Артамонов на созданном им велосипеде совершил путешествие из Нижнего Тагила до Санкт- Петербурга и Москвы. Долгое время считалось,
что «диковинный самокат» Артамонова - это первый в мире двухколесный велосипед, изобретенный мастером более чем за 30 лет до создания первых педальных велосипедов в Европе.
Эта легенда дополнялась новыми деталями, даже Большая Советская энциклопедия выпуска 1950-51 гг. подтвердила первенство Артамонова
и приписала ему изготовление еще нескольких велосипедов. Но в конце
XX в. эта версия была тщательно проверена. Группа исследователей
в составе профессора В.С. Виргинского, доктора технических наук Г.Н. Листа, научных сотрудников Нижнетагильского музея- заповедника С.А. Клат
и Т.В. Комшиловой доказала несостоятельность легенды. Практически не обнаружилось ни одного факта, подтверждающего существование такого человека. А в 1987 г. по инициативе научных сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника был проведен металлографический анализ образца, вырезанного из колеса имеющегося
в музее «Артамоновского велосипеда»
и образца демидовского металла
XVIII- начала XIX вв.  с клеймом «CCNAD».

Идентичность исследуемых объектов не была подтверждена. Образец, взятый от велосипеда, на 70 лет младше, чем гласит легенда. Что же сказать  по всему этому? Либо  этот велосипед является копией оригинала, либо  вся  история об изобретении первого русского велосипеда в Нижнем Тагиле, является легендой. Мнения историков разделились, и до сих пор идут поиски новых фактов и доказательств. 

Ф.Ф. Звездин. Девочка в молитвенной позе. Бронза, литье. 1 пол. XIX в.



Привлекает внимание бронзовая скульптура «Девочка в молитвенной позе», выполненная талантливым тагильским мастером и художником
Ф.Ф. Звездиным.


Федор Филиппович Звездин
(1805-после 1860), окончив Выйское училище, около семи лет стажировался во Франции, в мастерской у П.-Ф. Томира, где изучал художественное литье. Вернувшись в 1830 г. в Нижний Тагил, создал на Выйском заводе первую
на Урале бронзолитейную «фабрику».

Предписание об увольнении Ф.И. Швецова. 1848 г.



В XIX веке тагильские мастера
и инженеры, изучая мировые технические новшества, совершенствуя и развивая приобретенный производственный опыт, создавали новые, более совершенные техники и технологии.

Приоритетным направлением развития горнозаводской техники в XIX в.  являлось создание паровых машин.

У механиков Черепановых было немало сподвижников, преемников и продолжателей среди мастеров, 

рабочих и инженеров уральских заводов. Создание паровых машин,
в т. ч. первого паровоза в России,
Е.А. и М.Е. Черепановыми стало возможно благодаря непосредственной поддержке Фотия Ильича Швецова (1805-1855), горного инженера, исследователя, новатора заводской техники.
В одной из витрин этого зала представлены документы - «Предписание об увольнении Ф.И. Швецова» (1848)
и его письмо А.Н. Демидову (1854).

Фотий Ильич Швецов - был одним из образованнейших людей своего времени, по мнению А.Н. Демидова,
«в мельчащих подробностях знакомого с технической частью и… в этом отношении, может быть, самого способного человека на Урале». Крепостной заводчиков Демидовых, он по их  распоряжению окончил Парижскую горную школу. В 1828 году Ф.И. Швецов, вернувшись на Родину, занялся усовершенствованием различных отраслей горно-металлургических производств - доменного, железо- и сталеплавильного, медеплавильного, в частности, в области использования силы пара в заводском хозяйстве.
Благодаря немецкому исследователю и ученому А. Гумбольдту, с которым Ф.И. Швецов познакомился
еще в Германии, он получил вольную. Но из-за конфликта с управляющим А.И. Кожуховским, в 1848 г.
Ф. И. Швецов был уволен и вынужден покинуть Нижний Тагил.


В числе талантливых крепостных изобретателей, вписавших свое имя не только в историю,
но и в географию Нижнетагильского заводского округа, можно назвать
Клементия Константиновича Ушкова (1783(1782?)- 1859)

Ю.П. Клещевников  К.К. Ушков. Бронза, литье. 
Перевод в бронзу В.А. Митряевым. 2002 г. 


К.К. Ушков - выдающийся гидротехник, предприниматель, строитель водяных мельниц, плотин и каналов. В 1848 г. Клементием Ушковым была построена целая гидросистема, которая снабжала водой через прорытый канал Нижнетагильские заводы, тем самым преодолев крупнейший энергетический кризис в производстве металла.
В экспозиции музея представлен макет «Ушковской канавы», благодаря которому мы убеждаемся, что канал представлял собой сложную гидросистему, состоящую из прудков, шлюзов и дамб. На нем было устроено два шлюза: верхний - водозаборный,
с двумя заборами по р.Черной, и второй - резервный, в двух км от места слияния канала с Черноисточинским прудом, что отражено на макете. Канал регулировал не только уровень воды р. Черной, но и сам на протяжении 5 км собирал воду с прибрежных территорий и поддерживал уровень воды в заводских прудах, необходимый для работы гидротурбин, приводивших в движение заводские механизмы.

Комплекс макетов «Ушковская канава»: макет канала и макет шлюза-распределителя 1848 г. Макеты изготовлены Центральными научно-реставрационными мастерскими Министерства культуры СССР. Дерево, пластик. 1950-е гг.


Летом 1849 г. запасной пруд с плотиною на реке Черной был осмотрен заводовладельцами А.К. Демидовой, А.Н. Карамзиным и главноуполномоченным А.И. Кожуховским. Клементию Ушкову
с семейством была выдана вольная. Благодаря каналу Нижнетагильский
и Черноисточинский заводы не только стали работать более ритмично,
но и во многом расширили свое производство, а Черноисточинский пруд превратился в самый большой и красивый водоем в крае. После получения вольной К.К. Ушков становится московским купцом второй гильдии. Он продолжал строить мельницы теперь уже на новом месте –
в Шадринском уезде, разработал проекты каналов на реках Сулем и Шайтанка (1851 г.), Тура и Кушва (1856 г.), но они не были осуществлены.
А «Ушковская канава» до сих пор является регулятором водной системы Нижнего Тагила.

Зал 2. Выставка «Пароходных дел мастер» (к 210-летию со дня рождения М.Е. Черепанова)


Экспозиция второго зала посвящена жизни и деятельности М. Е. Черепанова(1803-1849), который являлся хозяином этого дома. На момент постройки дома на рубеже 1830-1840-х гг. Мирон Ефимович уже не состоял в крепостной зависимости, но продолжал работать на Демидовских заводах и занимал должность второго механика Нижнетагильских заводов (первым был его отец).


В экспозиции представлен  план Нижнетагильского поселка, выполненный  французскими топографами
Э. Бержье и А. Аллори в 1846 г. 


План Нижнетагильского поселка Э. Бержье и А. Аллори, 5 лист. (Выйская часть). Бумага, тушь, акварель.1846 г.

На нем мы видим  Выйское заводское поселение, акваторию Выйского пруда и дом Черепановых с флигелем и деревянными постройками,  а так же Выйский медеплавильный завод со всеми строениями, включая
и механическое заведение Черепановых. На плане читается подробная планировка улиц старой Выи.
И, самое интересное, что на нем обозначена железнодорожная линия от Выйского завода, идущая
в направлении горы Высокой и Меднорудянского рудника.

Мемориальный комплекс жилой комнаты дома Черепановых.



В XIX в. русские семьи, как правило,
были многочисленны, в том числе и семья Мирона Черепанова. У него было два сына - Киприян и Василий, и пять дочерей - Таисия, Феодосья, Евдокия, Евгения, Пестемея. На выставке представлены предметы и фотографии из семьи Черепановых.


На деревянном столике – посуда, принадлежавшая младшей дочери Мирона Черепанова – Евгении.


Большая часть фотопортретов, представленных в зале, относится
к потомкам Пестемеи (Епистимии), Евгении и Киприяна -  дочерей
и старшего сына М.Е. Черепанова. 

Зал 3. «Интерьер кабинета заводского служащего в первой трети XIX вв.»


 В следующем зале музея представлен интерьер кабинета заводского служащего первой половины XIX века.  Центральное место в кабинете занимает письменный стол-конторка И.Ф. Макарова (1793-?).Талантливый  механик и изобретатель после стажировки в Вене усовершенствовал производство кос на Нижнетагильских заводах.  Совместно с Ф.И. Швецовым разработал новую технологию изготовления литой стали, занимался модернизацией доменного и кричного производств на Нижнетагильском и Салдинских заводах.


Чертежные инструменты

На столе-конторке И.Ф. Макарова разложены чертежные инструменты: логарифмическая линейка, циркуль, линейка-аршин. Возможно, именно за этим столом И.Ф. Макаров разрабатывал чертежи своих новых машин. Время отмеряли большие напольные часы «германской работы», которые отбивали каждый час, а через каждую четверть - звучала музыка. Такие часы устанавливались только в кабинетах и гостиных комнатах.  На полках шкафа-горки разместились многочисленные книги, в том числе и на иностранных языках.
Многие заводские служащие владели несколькими иностранными языками, чтобы читать современную научно-техническую литературу и использовать достижения техники на заводском производстве.

Неизвестный художник. Портрет Н.Н.Демидова. (1773-1828 гг.). Х., м. 1810-20-е гг.




В кабинете над письменным столом  находится портрет Николая Никитича Демидова (1773- 1828), благодаря которому многие  талантливые мастера
и выпускники Выйского училища проходили обучение и стажировку
в европейских странах. Такая политика Николая Демидова способствовала подготовке высококвалифицированных  специалистов для Нижнетагильских  заводов.



Чайный столик. Дерево, лакировка, ковка. 1 пол. XIX в.       

У многих посетителей вызывает интерес необычный столик на трёх скрещенных ножках, соединенных между собой металлическим кольцом. Это чайный столик, по семейному преданию, бытовавший в доме Черепановых еще при жизни обоих изобретателей.


Напротив письменного стола-конторки И.Ф. Макарова расположен  чертеж, выполненный М. Е. Черепановым  предположительно в 1847 г.  На нем изображена самая большая из созданных механиком паровых машин, её мощность составляла 60 лошадиных сил. Эта машина использовалась для откачки грунтовых вод из
Ново-Анатольской шахты Меднорудянского рудника, в которой добывалась не только медная руда, но и знаменитый тагильский малахит.

Андрей Филатов - первый лауреат детской премии им. Аммоса Черепанова. 2005 год



Сохраняя историческое наследие механиков Черепановых,
с  2005 г. в музее ежегодно проводится вручение детской премии
им. Аммоса Черепанова,  
которой поощряются
юные изобретатели XXI века.


После знакомства с экспозицией и выставками музея, приглашаем всех посетителей совершить прогулку
по уютной территории старинной усадьбы, посмотреть парковые скульптуры тагильских художников
и макет первого паровоза.

Режим работы:
касса прекращает продажу билетов за полчаса до закрытия музея. Среда с 9-30 до 17-30 Четверг с 11-00 до 19-00 Пятница с 9-30 до 17-30 Суббота с 9-30 до 17-30 Воскресенье с 9-30 до 16-30 Выходные дни: понедельник, вторник.
Адрес:
Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Верхняя Черепанова, 1. Телефон: 8 (3435) 37-02-01 8 909 022 5279 добавочный номер 355, 356 Как добраться: остановка «Оптовый рынок» автобус № 103 маршрутка № 103,14,36,38,51
Цена билетов:
Действует безналичный расчет Входной билет (полный осмотр): учащиеся - 50 руб. студенты - 60 руб. пенсионеры - 60 руб. взрослый - 100 руб. Экскурсионное обслуживание: Группа 1-5 чел. (взрослые): 600 р. с группы Группа 6 чел и выше (взрослые): 100 р. с чел. Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы 1-10 чел.: 550 р. с группы Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) для группы свыше 10 чел.: 50 р. с чел. Семьи с детьми до 14 лет (двое взрослых, не более трех детей): 300 р. с семьи