Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ ЗАВОД
В.Е. Раев. Холст, масло. 1837 г.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Размер изображения 73х106 см

УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ ЗАВОД.jpg



За время своего пребывания на Урале известный исторический живописец, академик императорской Академии художеств В.Е. Раев (1807 – 1870) написал серию полотен, посвященных заводским интерьерам. «Это все зимние мои работы, и писались они ночью для картинного эффекта...», – вспоминал художник. «Я здесь увидел все горное искусство, начиная от добывания руд, и весь их путь, как они превращаются в железо, в медь, и все это делается огнем и водой, которыми повелевает разум человека», – отмечал он.

Одна из картин В.Е. Раева, посвященных данной теме – это «Уральский горный завод». Для написания художник использует ограниченную палитру из темных коричневых оттенков. Он намеренно не вносит дополнительных ярких цветов ни в одежде, ни в других предметах, чтобы не отвлекать зрителя от эффекта золотого свечения, которое создают яркие искры расплавленного чугуна.

Картина лаконична и не перегружена объектами. Композиция построена академически симметрично. Неглубокая линейная перспектива замыкается каменной освященной стеной, которой художник уделяет особое внимание, делая ее фактурной за счет тщательной прорисовки каждого кирпичика.

Действие разворачивается, словно на театральной сцене. Черно-коричный скатный потолок, при контрасте со стеной, мрачен, тяжел и написан плотными мазками. Однако укрепительная конструкция, сделанная из множества тонких железных прутьев в виде купола, облегчает это пятно. Слегка уловимые тени на потолке и стенах придают некую воздушность и ажурность.

Главные технические объекты на картине эстетизированы художником, написаны графично. Второстепенные металлургические механизмы и предметы, расположенные по периметру, художник затемняет, изображает силуэтно.

Несмотря на такую специфичную тему, как заводской интерьер, художнику удалось на высоком уровне преподнести повествование зрителю, который ощущает восхищение живописца от увиденного.