Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
ВЫСОКОГОРСКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ РУДНИК
П.Ф. Худояров. Холст, масло. I пол. XIX в.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 89х114 см

ВЫСОКОГОРСКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ РУДНИК.jpg


Картина «Высокогорский железный рудник» предположительно написана тагильским крепостным художником П.Ф. Худояровым (1802-1860-е гг.). Произведение имеет три плана, как в сюжете, так и в цветовом решении.

На переднем плане разворачивается увлекательная мизансцена. Фигуры людей разномасштабные, их движения динамичны. На картине зафиксирован реальный трудовой процесс. Лошади везут таратайки – объемные короба на колесах, в которые мастеровые загружают куски руды.

На фоне этой работы контрастно выглядит изображение неспешно беседующих девушек в левой части картины и детей с корзинками разного возраста – в правой. В отдалении двое мужчин в черных сюртуках заняты разговором.

Художник уделяет особое внимание одежде людей: тонко прорисованные блики на складках задают ритм, делают фигуры объемными. При детальном рассмотрении лиц, прослеживаются эмоции – ненавязчивые улыбки, придающие некое настроение сюжету.

Общее цветовое содержание картины тоже активно. Первый и второй план построен на градиенте: от темных плотных коричневых оттенков на первом плане идет переход до золотисто-охристых тонов на втором и замыкается высоким и безмятежно-просторным голубым небом с белыми облаками. На втором плане изображен сам рудник, в котором руда добывалась открытым способом. Вследствие этого поверхность горы, переходящей в котлован имеет вид ступеней снизу до вершины горы.

Воздуха и света в картине много, но из-за того, что свет «отведен» на третий, самый дальний план, а первый и второй планы почти слиты между собой, появляется ощущение замкнутости пространства. Композиционная симметрия придает картине не только уравновешенность, но и некую величавость, таким образом, индустриальный пейзаж и жизнь рудничных рабочих оказываются возведенными в ранг достойных для искусства тем.