Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
ПРИСТАНЬ НА РЕКЕ УТКА
П.П. Веденецкий. Холст, масло. 1835 г.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Размер изображения 63х98 см

ПРИСТАНЬ НА РЕКЕ УТКА.jpg


На картине русского художника П.П. Веденецкого (1791 – не ранее 1857) «Пристань на реке Утка» изображен один из важных промышленных объектов горнозаводского хозяйства Демидовых. Это ценный памятник индустриальной культуры горнозаводского Урала XVIII – XIX вв., который в настоящее время почти не сохранился. Поэтому значение его живописного изображения как исторического источника многократно возрастает. Усть-Уткинская пристань играла большую роль в сплаве продукции заводов Нижнетагильского горного округа в европейскую часть России. Она была удобной и технически оснащённой.

Перед нами предстает погожий весенний день, когда снег уже сошел, сквозь сухую траву едва проглядывает свежая зелень. Именно весной пристань начинала оживать.

Пейзаж П.П. Веденецкого воздушен – светлое весеннее небо занимает больше половины поля изображения. Тонкими линиями прорисованы дорожка и забор, которые визуально подводят зрителя к главной достопримечательности – комплексу промышленных зданий, которые являются композиционным центром картины. Яркие цветовые пятна – крыши терракотового цвета - притягивают взгляд зрителя, контрастируя с другими объектами картины, выполненными в более спокойной цветовой гамме.

Пленэрная картина наполнена цветовыми ритмами: художник хаотично расположил холодные темно-зеленые силуэты стройных пушистых елок и деревьев. Широкой линией на заднем плане изображен густой хвойный лес. В пейзаже локальные цвета приближены к натуральным, более землистым, приглушенным тонам. Сама пристань окружена серой рекой, которая только что освободилась ото льда.

П.П. Веденецкий написал статичное спокойное состояние природы. Картина полна тишины, умиротворения, напоминающего затишье перед бурей, ведь совсем скоро здесь закипят погрузочные работы, которые нарушат эту идиллию. И только развивающиеся еле заметные флаги вносят динамику в изображение, нарушая эту тишину.