Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

МИР ДЕТСТВА МАНСИ

Манси – коренной народ Среднего Урала. Их образ жизни был тесно связан с охотой, рыболовством и оленеводством, что оказывало значительное влияние на уклад жизни, в том числе и на воспитание детей.

 


Детство у манси – это особый период жизни, наполненный традициями, культурой и тесной связью с природой. И оно всегда начиналось с люльки.

 




1 Люлька детская из бересты. Коллекция Дерево Нижнетагильский музей-заповденик Горнозаводской Урал ТМ-21803-1.JPG


Люлька детская из бересты. Коллекция «Дерево». Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал

 



Люлька является наиболее устойчивым элементом традиционной культуры. Ей придается большое значение как месту обитания ребенка в первые три года его жизни. Манси изготавливали три вида данных изделий: временную, дневную и ночную.

 


Люлька изготавливалась из дерева или бересты. Наиболее красива из бересты – одного из самых распространенных материалов в традиционной культуре манси. Береза в представлении манси – это священное дерево. О ней поется во многих песнях-молитвах. Белый цвет в мансийской культуре символизирует благополучие, здоровье и изобилие.

 


Люльки из бересты изготавливали исключительно женщины. Заготовки раскраивались таким образом, чтобы придать изделию необходимую форму, состоящую из нескольких частей. Края и днище укреплялись с помощью прутьев или декорированных вырезанных из бересты полосок. Сшивание всех элементов, в том числе прутьев, производилось только прочными нитями, изготовленными из оленьих сухожилий. Спинка и днище для жесткости укреплялись расщепленными прутьями. Для подвешивания и переноски к изделию прикреплялись полоски кожи. Люльки для девочек дополнительно украшали плетеным полосовым орнаментом.

 




2.jpg


Ребенок манси в дневной люльке, д. Ломбовож. П.Е. Шешкин. 1970-е гг. МАУ «Березовский районный краеведческий музей»

 



В антисептических целях в колыбель помещали берестяной вкладыш-коробку «сан» с хорошо впитывающей влагу березовой трухой «сап», поверх клали мох. Намокшую березовую труху высыпали в лес под дерево, но только не под растущее, иначе ребенок будет «качаться от ветра», вырастет слабым. Считалось, что прилетевшая весной ворона грела лапки на теплой березовой трухе: эта птица у манси является символом прихода весны и рождения детей.

 

Интересен способ усаживания ребенка в люльку. Малыша одевали в рубашку, на ноги надевали «чуни» из овчины или пыжика, пеленали только верхнюю часть туловища. Нижняя часть оставалась нагой, ее накрывали одеялом, сшитым из заячьей или оленьей шкурки, а затем шнуровали веревками из ровдуги. Ребенок сидел неподвижно, не мог выпасть из люльки. Зимой при перевозке ребенка колыбель укутывали в теплые вещи.

 

К люлькам у манси было особое отношение. «Счастливую» люльку, в которой благополучно вырос ребенок, берегли и передавали из поколения в поколение. Она выступала как защитный предмет для ребенка. Люльку нельзя ставить на пол, потому что может вселиться злой дух, ребенок будет болеть. Пустую люльку нельзя качать, ребенок потом будет бояться. Нельзя перешагивать через люльку, класть в нее что-то постороннее.

 




3.jpg


Женщина-манси демонстрирует традиционные дневные колыбели. А.М. Хромова. 2001 г. БУ ХМАО «Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа"»



 

Люлька ставилась на нары в женской половине жилого помещения или подвешивалась к потолку на прикрепленных к ее стенкам ремнях. В ножной части колыбели прикреплялся ремень с петлей, при помощи которого ее можно раскачивать. В ней перевозили ребенка, так как она легкая и занимала мало места.

 

Сегодня манси предпочитают современные детские кроватки, однако традиция изготовления и использования традиционных люлек сохраняется среди тех, кто стремится сохранить свою национальную культуру и передать ее следующим поколениям.


 

Юлия Игоревна Белякова, научный сотрудник Музея природы и охраны окружающей среды