Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ПРАЗДНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ


День Святой Троицы – это один из двунадесятых (двенадцати) главных праздников православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи (отсюда второе его название – «Пятидесятница») и на десятый день после Вознесения Господня.

В 2025 году праздник Троицы отмечается 8 июня, а вслед за ней наступает троицкая седмица – неделя после праздника. В народе она также называется русальной неделей, являющейся мостиком между весной и летом, временем, когда цветут травы в полях.




1. Троица Рублева.jpg
Икона «Троица». А. Рублев. XV в. Фото из открытых источников



Согласно христианскому вероучению на пятидесятый день после праздника Пасхи святые апостолы, ученики Иисуса Христа, собрались в городе Иерусалиме в горнице матери Христа Девы Марии. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…».

Этот момент осмысляется верующими как проявление божественной сущности святой Троицы. В память о нём был установлен праздник, сохранивший название «Пятидесятница» и получивший новое название – «Сошествие Святого Духа».

Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния Святых Апостолов», называют также Днем рождения Церкви Христовой, поскольку святые апостолы получили от Бога дар понимать разные языки и смогли начать всемирную проповедь христианства.

Сошествие Святого Духа имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно ему Бог один, но троичен в Лицах.

Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

В иконописи существует два основных варианта изображения Святой Троицы. Троица Ветхозаветная изображается в виде трех сидящих под деревом у стола ангелов, явившихся к праотцу Аврааму в виде трех странников и предсказавших ему и его жене Сарре рождение сына Исаака. Самым известным изображением Ветхозаветной Троицы является икона Андрея Рублева, написанная в XV веке.




2. Троица ветхозаветная с предстоящими святыми на полях.jpg
Икона «Троица Ветхозаветная» с предстоящими святыми на полях



Троица Новозаветная изображает Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в виде голубя. Это изображение не является каноническим.




3. Троица новозаветная.jpg
Икона. Троица Новозаветная из Входо-Иерусалимского собора.
Дерево, левкас, масло. Первая половина XIX в.




В XIV–XVI вв. культ Троицы получает распространение в русских землях. Связано это с деятельностью Сергия Радонежского, одного из наиболее почитаемых в народе святых. Свою жизнь он посвятил служению Троице, чтобы «побеждался страх ненавистной розни мира сего».




4. икона преподобного сергия радонежского.jpg
Икона Преподобного Сергия Радонежского. Фото из открытых источников



Не менее значимым представлялся праздник Троицы в народной традиции. Важной чертой троицкой обрядности является то, что в Нижнем Тагиле, как и в других местах, Троицу или часть ритуальных действий этих дней называли «бабьим» праздником.

Праздник начинался Семиком. Семик – это четверг на последней неделе перед Пятидесятницей или Троицей. Приготовления к празднику в основном совершали женщины, поскольку троицкие праздники считались исключительно женскими, а точнее, девичьими. В народном сознании образ природы и юной девушки представлялся единым целым и сравнивался с «молодой» оживающей природой. В этот день девушки надевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для троицких гуляний. Голову украшали венками из свежей зелени. Среди ритуальных предметов, сопровождавших троицкие обряды, преобладали элементы девичьего женского костюма: ленты, косники (нередко выплетаемые прямо из кос), снятые с головы платки, головные уборы, украшения – бусы, серьги, кольца. Женский облик имели, в большинстве случаев, центральные персонажи троицких обрядов и игр – русалка, кукушка, березка и т.д.





5.jpg 
А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845 г. Фото из открытых источников




Ценные воспоминания о Троице оставила тагильчанка из семьи потомственных рабочих Клавдия Федоровна Цыпушкина, племянница жены тагильского писателя А.П. Бондина. Эти воспоминания хранятся в научном архиве Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Клавдия Федоровна писала:
«На седьмой неделе после Пасхи четверг назывался «Семик». В этот день поминали утопленников и удавленников и завивали березки. Срывали веточку с листочками от березы или тополя. Наряжали ее ленточками или просто разными яркими лоскутками, водили хороводы, а дети просто ждали на улице. А те девушки и женщины, которые работали на руднике, гонщицы, украшали своих лошадей. В гриву вплетут ленты, дугу украсят веточками, тарантайку красиво украсят, и все вереницей едут на работу. Со стороны было красиво смотреть на такое шествие. С работ все ехали с песнями.»

После «Семика» в воскресенье была «Троица». В этот день кто на лошадях, кто и пешком отправлялись в лес, на берег. Здесь рыбачили, варили уху. Купались, рвали цветы, плели венки, со цветами и песнями возвращались домой.




6.jpg
Мероприятие «Зеленые святки». Этнографический комплекс Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». 2025 г.





В понедельник был «Духов день». В этот день прекращались все земельные работы. На руднике тоже не работали: считалось, что земля – именинница, природе нужно отдохнуть, даже в этот день не гоняли коров в лес.

Наиболее своеобразную форму приняло празднование «Семика» в Железном руднике, где работало много женщин – гонщиц лошадей и свальщиц, сбрасывавших в специальное место-свалку отработанную горную породу. «Семик» они считали своим рудничным праздником. В этот день женщины выходили на работу во всем чистом. Поверх яркого сарафана или платья надевали белый или вышитый холщовый фартук; голову повязывали белым платком. Свальщицы приносили с собой березки и завивали их тут же, на месте работы. Гонщицы украшали своих коней. К дуге, обвитой голубой или бордовой опояской, прикрепляли бумажные цветы, березовые ветки. В хвост и гриву лошадям вплетали ленты, цветные лоскутки. В «Семик» здесь «все кони ровно цветник» были. Каждой гонщице хотелось, чтобы ее лошадь была лучше других, чтобы она «до вечера красавицей ходила». И гонщицы, и свальщицы во время работы пели песни, а некоторые даже плясали между делом. Начальство в этот день никого не торопило. После работы женщины, работавшие на руднике, собирались компаниями и устраивали «гулянку».


Сохранившейся до сих пор на Урале чертой традиционной троицкой обрядности являются действия по сбору троицкой зелени для украшения домов и храмов.




7.jpg
Мероприятие «Зеленые святки». Этнографический комплекс Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». 2025 г.





Троицкая зелень – это ритуальная растительность (свежие травы, цветы, деревья), традиционно используемая в качестве украшения внутреннего и внешнего пространства поселения в праздник Троицы и способная, по народным представлениям, исцелить больного человека.
Употребление зелени в весенне-летние праздники связано с представлением об особой магической силе растений в период их наивысшего роста и созревания. Приобщение к этой силе должно было способствовать получению урожая и благополучию человеческого мира в целом. В свежей зелени видели также души умерших, поэтому бытовал запрет косить траву и рубить деревья, исключения делались только для деревьев, использовавшихся в обрядовых действиях Троицы. Считалось также, что прикосновение железных режущих предметов, обладающих символикой защитного средства против нечистой силы, может нарушить магическую силу трав.
В православной церковной традиции украшения храмов троицкой зеленью придается совсем иной смысл. Березы служили напоминанием о мамврийском дубе, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Также троицкая зелень является напоминанием о даровании еврейскому народу Закона Божия на Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это событие произошло на пятидесятый день после исхода еврейского народа из египетской земли. В это время Синайская гора была покрыта зеленью и цветущими деревьями.
Троицкие праздники были наполнены различными обрядовыми играми и ритуалами: заготовкой и сбором троицкой зелени, завиванием березки, кумлением, молодежными гуляниями.




8.jpg
Мероприятие «Зеленые святки». Этнографический комплекс Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». 2025 г.



Традиционная троицкая обрядность являлась важной частью духовной культуры уральских рабочих, включавшей в себя обряды и обычаи переселенцев из центральных и южных губерний России, сохранявшиеся и передававшиеся из поколения в поколение на протяжении многих десятилетий.



Антон Владимирович Васенёв,
научный сотрудник Этнографического комплекса музея-заповедника «Горнозаводской Урал»