Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

КАРТИНА ИЗ ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКОГО СОБОРА ОБРЕЛА АВТОРА

Холст «Возвращение блудного сына» поступил в фонды Нижнетагильского краеведческого музея в 1924 году из Входо-Иерусалимского собора. Он был в числе тех предметов, которые музейные сотрудники спасли в 1924 году, когда воинствующие атеисты разрушали храмы.




ФТМ-348. Разрушение Входо-Иеррусалимского собора. 1930 год..jpg
 Разрушение Входо-Иерусалимского собора. 1930 г.




Сюжет картины достаточно популярный и многим знаком по притчи о блудном сыне, которую мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями.
Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу. На картине изображен момент встречи, где отец с любовью принимает заблудшего сына.





ТМ-141 Копийное полотно Блудный сын в каком виде поступило.JPG
Картина «Возвращение блудного сына» 2-я половина XIX в.





В музейных учетных записях нет информации о художнике и времени создания произведения. Не вызывает сомнений, что это копийная работа 2-й половины XIX века. Но вот с какого полотна была сделана копия - установить пока не удалось. Вероятно это итальянский мастер XVIII века.

При попытках отыскать полотно неизвестного нам мастера, была обнаружена подобная копийная работа, находящаяся в Пермской художественной галерее. Картина оказалось меньшего размера. Выполненная с большим мастерством и изяществом, она полностью повторяет композицию и колорит нашего полотна. Кроме того указан год её создания – 1865, а также фамилия и инициалы автора - это Василий Васильевич Топорков. Эта фамилия хорошо знакома тагильчанам.

Крепостной художник Федор Дмитриевич Топорков (1825-1883) жил и работал в Нижнем Тагиле во 2-й половине XIX века. Об его мастерстве говорит тот факт, что он, практически в одиночестве, расписал шестиярусный иконостас Александро-Невской церкви, заложенной в 1862 году.

В фондах нашего музея хранится 16 работ этого мастера и многие из них имеют авторскую подпись «Ф.Топорков». Но на полотне «Возвращение блудного сына» подпись мастера отсутствовала.
Известно, что на рубеже XIX-XX вв. или в самом начале ХХ века, картина подвергалась реставрационным работам. Был дублирован холст, подведен грунт, поновлена живопись, были произведены тонировки на фигурах сына и отца. Возможно, тогда и была утрачена авторская подпись? До 1917 года Нижний Тагил относился к Пермской губернии.
Факт, что в одной губернии существует два одинаковых полотна, одно с подписью, а другое нет, не может быть случайным совпадением. Одно находилось в соборе Нижнего Тагила, другое, вероятно, было написано на заказ, так как в фонды Пермской галереи картина поступила в 1934 году от частного лица. Но автором пермской картины обозначен не Федор Дмитриевич Топорков, а В.В. Топорков! Однако биографических данных о художнике 2-й половины XIX века Василии Васильевиче Топоркове найти не удалось.

За разъяснением по инициалам художника В.В. Топоркова, его биографии мы обратились в Пермскую художественную галерею к специалисту по живописи XIX века. Нам ответила гл. хранитель - Ирина Сергеевна Николаева, она прислала нам фото авторской подписи, где была только фамилия «Топорков», без инициалов.

После визуального сравнения авторской подписи на предметах из нашего собрания и пермской галереи, мы понимаем, что обе копийные работы «Возвращения блудного сына» выполнены рукой одного мастера - Федора Дмитриевича Топоркова (1825-1883).

Для полного подтверждения, необходимо провести технико-технологические исследования обоих полотен.


после подготовительных работ студентов.jpg
После подготовительных реставрационных работ. 2021 г.



Подготовительные реставрационные работы с полотном уже были проведены в 2021 году, когда в нашем музее проходили реставрационную практику студенты Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Практическими работами руководил старший преподаватель мастерской реставрации живописи Максим Александрович Григоров. Был раздублирован авторский холст, но авторскую надпись мы не обнаружили.
Ребята провели необходимые работы по расчистке полотна от загрязнений, холст вновь был продублирован, одет на новый подрамник, был укреплен грунт и красочный слой, а также подведен реставрационный грунт.

В этом году работа отправляется на окончательную реставрацию в филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря в городе Костроме.


Марина Юрьевна Казакова,
искусствовед, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника