Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР



Жизнь музея во все времена в значительной степени определяли люди – уникальные специалисты, удивительно яркие и очень разные по интересам и характерам личности. Эта статья посвящена А.Н. Словцову (1885–1944), с которым связано становление музейного и краеведческого дела в 1920–1930-е годы в Нижнем Тагиле и в Тагильском округе.

Александр родился 28 июня 1885 года в Невьянске, в семье священника. Казалось бы, по российской традиции ему тоже уготовлена богословская стезя. Окончив Екатеринбургское духовное училище, поступил в Пермскую духовную семинарию. Но в 1901 году был исключен из 7-го класса без права поступления в семинарию за участие в «бунте» против инспектора П.С. Пышицкого и, особенно, за участие в кружке самообразования.

С 1901 по 1906 год он жил в Невьянске, на средства отца, прирабатывая частными уроками и написанием статей в газеты «Уральская жизнь» и «Уральский край». Некоторые из них имели краеведческий характер, как например, статья о Невьянской башне к 200-летию Невьянска. В этот период Александр принимал участие в организации социал-демократических кружков среди рабочих Невьянского завода.

Весной 1906 года он сдал экзамен на аттестат зрелости в Екатеринбургской мужской гимназии и осенью того же года поступил учиться в Петербургский университет на физико-математический факультет в группу астрономов. В период учебы в университете и работы в обсерватории и по теоретической астрономии (1906–1913 гг.) он отошел от партийной работы, не теряя, однако, связи с социал-демократами и выполняя иногда их поручения. По окончании университета, он вернулся на Урал и 20 сентября 1913 года поступил преподавателем математики и физики в Нижнетагильское реальное училище. С 1916 года он стал по совместительству преподавать и в Нижнетагильском горнозаводском училище.

Тем временем, в начале 1920-х годов активизировалось краеведческое движение. В 1922 году группа энтузиастов во главе с доктором Ляпустиным предприняла попытку открыть в Нижнем Тагиле филиал Уральского общества любителей естествознания. Однако ответа на многочисленные запросы в Екатеринбург краеведы не получили. Тогда в 1923 году они разработали свой Устав и зарегистрировали самостоятельное Тагильское общество изучения местного края (ТОИМК). Результатом деятельности краеведческой общественности в марте 1924 года в городе открылся Нижнетагильский краеведческий музей.








01 Коллектив музея 1920-е годы.jpg
Коллектив музея 1920-е годы





С открытием музея центр краеведческого движения сместился в музей. Однако тесное и плодотворное сотрудничество ТОИМК и краеведческого музея продолжалось. Как отмечал А.Н. Словцов в докладе «Об организации низовой краеведческой сети» на расширенном пленуме Уральского бюро краеведения в 1928 году «методом проб и ошибок была создана стройная система краеведческой работы в городах, поселках, деревнях, заводах и школах». Этот опыт был не только признан, но и рекомендовано было «взять его за образец».

А.Н. Словцов стал директором музея в 38 лет. Он учился музейному делу, общаясь со столичными специалистами из Третьяковской галереи, музея имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, коллегами из Перми и Екатеринбурга. В 1924 году в музее было всего пять научных сотрудников с широким функционалом. А.Н. Словцов совмещал должность директора и заведующего художественным отделом музея и при этом преподавал в горно-металлургическом техникуме математику. В 1925 и 1926 годах тагильские художники профессионалы и любители впервые приняли участие в художественных выставках в Перми.

Значительным событием культурной жизни Нижнего Тагила стала Городская художественная выставка, открывшаяся в феврале 1927 года по инициативе А.Н. Словцова. Интересен тот факт, что на выставке были представлены пять работ самого Александра Николаевича. 18 ноября 1928 года он провел первое собрание инициативной группы кружка любителей искусства, после которого собравшиеся заполнили анкеты. Здесь же есть анкета и самого Александра Николаевича, из которой мы узнаем, что он учился искусству на двухнедельных курсах в школе Штиглица и около трех лет на вечерних курсах Академии художеств в С-Петербурге. Нужно отметить, что тесное сотрудничество музея с художниками – это характерная черта Нижнетагильского краеведческого музея во все времена, а начало этому было положено именно в 1920-е годы Александром Николаевичем.

Главным направлением деятельности Тагильского музея и ТОИМКа в этот период времени было комплектование коллекций, которым занимались все сотрудники музея. Александр Николаевич сосредоточил свое внимание на коллекции изобразительных источников. Так в 1925 году музейные собрания пополнили десять тысяч экспонатов и около шести тысяч книг. В 1928 году Словцов написал краткий обзор художественной коллекции русской и западноевропейской живописи и определил не только общие направления комплектования, но и называет имена художников, чьи работы необходимы музею для ведения образовательной работы среди строителей нового Тагила. Говоря современным музейным языком, это - план комплектования коллекции. Это письмо, направленное в Главнауку дало неплохой результат. В ноябре 1926 года в коллекции «ИЗО» в музее было на учете 170 картин и 16 скульптур. В отчете по состоянию на сентябрь 1928 года зафиксировано поступление в музей 820 единиц хранения. В 1935 году художественный отдел возглавила скульптор Эмилия Шорина, которая продолжила начинания Словцова, развернула работу кружка самодеятельных художников, объединила немногочисленные профессиональные художественные силы вокруг музея, организовала несколько выставок работ местных художников и фотографов и первую выставку детского рисунка в марте 1937 года.

Последовательно пополняя собрание, Александр Николаевич организовал работу по реставрации картин специалистами из центральных музеев.

Роль руководителя определяется способностью видеть перспективы развития. А.Н. Словцов был настоящий стратег, некоторые его идеи опередили время. Его часто называют музейным мечтателем. Осуществление большей части его интересных идей пришлось на значительно более позднее время. У него была мечта создать в музейном объединении картинную галерею. В 1944 году она была открыта усилиями московских и ленинградских художников, эвакуированных во время войны на Урал. В 1927 году он говорил о необходимости сохранения уникальной Невьянской домны и музеефикации завода – в 1980-е годы был организован завод-музей, правда, не в Невьянске, как предлагал А.Н. Словцов в записке в Главнауку, а в Нижнем Тагиле. А вот превращение Нижнетагильского музея в центр музейной сети округа и организация краеведческой работы среди населения начало осуществляться уже в 1926 году, когда по признанию III Уральской конференции Тагильский музей сумел создать активно действующие краеведческие общества в четырнадцати из шестнадцати волостей Тагильского округа.

В архиве музея обнаружен интересный документ, написанный А.Н. Словцовым и датированный 1930-м годом, - «Смета на содержание музея в окружном центре и объяснительная записка к смете». В этом документе – концепция развития музейной сети Нижнетагильского округа. Проявив осведомленность в проектах развития города, Александр Николаевич вовремя и правильно ставил задачи сбалансированного с промышленным ростом города и округа развитие музейной сети в округе. Он предлагал построить новое здание краеведческого музея с отделами природы, труда и истории общества, с публичной краеведческой библиотекой, открыть новые музеи в ответ на вызовы общества: истории революции, живой природы, Дом науки и т.д. В документе обоснование каждого из новых объектов и описание путей реализации, расчеты экспозиционных и служебных площадей, новое штатное расписание. Это же научная концепция музея и бизнес-план!

Однако 1930-е годы были не только временем достижений и творческих успехов, открытий и свершений, оно изобиловало также разрушениями и трагедиями. 5 августа 1930 г. по распоряжению НКВД (народного комиссариата внутренних дел) был официально закрыт ТОИМК, после чего краеведческое движение ослабло. Результатом деятельности ТОИМКа с 1923 года по 1930-ый стало создание сети краеведческих обществ и музеев в Верхотурье, Новой Ляле, Нижней Салде, Кушве, Алапаевске, организация экспедиционных исследований различного рода, издание краеведческой литературы, развитие экскурсионно-туристической деятельности.

Директором А.Н. Словцов был 12 лет, он заложил профессиональную основу деятельности музея, задал вектор его развития, на долгие годы определил его успешную работу по основным направлениям деятельности: комплектованию коллекций, выставочной и просветительской работе. Он создал маленький, но очень работоспособный коллектив профессионально мыслящих людей. В 1930 году в коллекции было уже 14 700 музейных предметов, тогда как в 1924-м их было чуть более тысячи.

Этот маленький коллектив под его руководством создал большую выставку достижений Нижнего Тагила за 10 лет после революции 1917 года, которую высоко оценил А.В. Луначарский. Размах научных интересов самого Словцова поражает. Его интересовала археология, история, живопись и графика, музейное дело и издательское дело, при этом, он был великолепным педагогом. Он организовал археологические исследования края. Привлекая ведущих ученых из Государственного исторического музея, он занимался изданием краеведческих сборников. Но кульминацией его профессиональной музейной и краеведческой работы явилась борьба за сохранение архитектурных памятников города. 15 марта 1930 года Нижнетагильский горсовет принял решение о закрытие Входо-Иерусалимского собора. А.Н. Словцов не согласился с этим решением и стал писать письма в защиту собора в разные инстанции: советские, партийные органы, в Главнауку. И здесь он сумел показать свой профессионализм, смелость, гражданскую зрелось, но и нажил немало врагов, особенно защищая от разрушений культовые учреждения. В последнем случае сразу вспоминали, что А. Словцов, сын священника, а значит «проводник религиозных идей».

В 1932 году  Александра Николаевича уволили с должности директора музея и приказом № 45 от 6 сентября 1932 года «по договоренности с гороно и тов. Поздняковым А.Н. Словцов остается в музее в качестве зав. научной частью». Тогда же он начал преподавать в педагогическом институте в Нижнем Тагиле. Следующий приказ о нем появился в 1933 году, №19 от 21 июля, в нем написано: «Согласно заявления А.Н. Словцова от 15 июля 1933 года, что он ввиду значительной загрузки по основной работе в горно-металлургическом техникуме в качестве педагога нести совместительство не может, то согласно заявления увольняется с 1 сентября с работы в музее».

Педагогической работой он занимался почти всю жизнь: был преподавателем математики в реальном училище в дореволюционный период, в советское время преподавал в горно-металлургическом техникуме и педагогическом институте. Каким он был педагогом? В архиве музея сохранились два отзыва. Вот один из них. «Работая преподавателем математики в Нижнетагильском пединституте, т. Словцов был образцовым работником, порученной дисциплины. На урок являлся подготовленным, и урок строил диалектически правильно, увязывая с новейшими достижениями науки и техники. За время работы Словцова в пединституте с 1932 по октябрь 1934 года никакого антисоветского настроения не проявлял и агитацией не занимался. Тов. Словцов для пединститута является ценным работником и его отсутствие резко сказывается на работе пединститута. Староста А. Белоусов. Студенты 9 человек, подписи». Понятно, что это письмо написано для судебных органов. Но оно осталось в архиве музея. Вероятно, оно просто не понадобилось.







02 НВ-18936-15. Сотрудники музея Словцов Кротова О.А. Боташева Т.К..jpg
Сотрудники музея Словцов А.Н., Кротова О.А., Боташева Т.К.






Началось следствие первоначально по уголовному делу « О хищении…», которое превратилось в политическое. Сначала были арестованы сотрудники музея Т.К. Ботышева, М.А. Зылева, О.А. Кротова и ее брат А.А. Кротов, а 2 октября 1934 года был арестован А.Н. Словцов. Его и его подчиненных обвинили в «неверии в индустриализацию и коллективизацию. Суд вменил руководителю музея действия, подрывающие устои социалистического строя, и рассказывая об этом трудно не процитировать приговор от 6 января 1935 года: «Экспонаты в антирелигиозном отделе подобраны так, что их показ не только затушевывает религиозный дурман, защиту церковью эксплуатации и обирание монастырями рабочих, но даже мобилизует на сохранение религии. Таким показом были мощи Семеона Верхотурского, которые были помещены в отдельной комнате, убранную под миниатюрную церковь с иконостасами, лампадами и другими церковными принадлежностями… В беседах с сотрудниками на политические темы Словцов, критикуя действия партии и Советской власти, основной упор направлял на отдельные трудности социалистического строительства….». Таким образом суд приговорил Александра Николаевича Словцова к 8-ми годам лишения свободы по статье 58 (ПП. 10 и 11) Уголовного кодекса РСФСР. Четверо других обвиняемых получили от двух до пяти лет исправительных лагерей.





в конецСловцов img124.jpg





Долгое время дальнейшая судьба А.Н. Словцова была не известна. В мае 1995 года в ответ на многочисленные запросы в разные учреждения и архивы был получен ответ: «На Ваш запрос сообщаем, что по учетам ИЦ УВД Хабаровского края значится Словцов Александр Николаевич, 1885 г. рождения, уроженец Невьянска Свердловской области. Был осужден 6 января 1935 года …по ст.58(10,11 УК РСФСР на 8 лет ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря). Начало срока - 2 октября 1934 г. Оставлен до окончания войны. Умер 12 мая 1944 г. Причина смерти - пеллагра. Похоронен в г. Свободном Амурской области…. ».



Альфия Хусаиновна Фахретденова,
руководитель научно-методического центра НТМЗ «Горнозаводской Урал»