Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ ЕФИМА ЧЕРЕПАНОВА

Рассматривая портрет Ефима Алексеевича Черепанова, посетители Историко-технического музея часто обращают внимание на медаль на красной ленте. Что же это за медаль и за что был награжден крепостной заводчиков Демидовых Е.А. Черепанов?



01 Ефим Черепанов.jpg
Портрет Е.А. Черепанова. Неизвестный художник. 1830-40-е гг.




24 января 1833 года состоялось заседание Комитета министров Российской империи, на котором обсуждалось представление о «награждении заводского служащего Черепанова золотой медалью», подписанное министром финансов Е.Ф. Канкриным.

Что же такое необычное и очень полезное для России создал тагильский крепостной механик Ефим Черепанов? За какую «механическую диковинку» он был представлен в 1833 году к такой высокой государственной награде? Медаль «За полезное» была учреждена императором Александром I в декабре 1801 г. Ею награждали купцов, крестьян и мещан за различные услуги, оказанные правительству, а также за крупные пожертвования. Медаль изготавливали из золота или серебра, носили на шее, на лентах орденов Святого князя Владимира и Святой Анны.

Вероятно, многие бы ответили: «Конечно, за первый русский паровоз!». Но «сухопутный пароход» Ефим и Мирон Черепановы создали в 1834 году, а медалью на Аннинской ленте Ефим Алексеевич был награжден в 1833 году, т.е. за год до создания паровоза.

В представлении к высокой государственной награде указаны не первые русские паровозы, а новаторские, инновационные для того времени паровые машины: «все они имеют самую удобнейшую конструкцию, не многосложны, превосходной наружной отделки и действуют легко, с полным успехом…». Так указано в деле, которое хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА. Ф. 37. Оп. 5. Д. 340. Лл. 108).



Роспись паровых машин.1841-52 гг.Копия. НТМЗ..jpg
Роспись паровых машин.1841-52 гг.



В 20-40-е гг. XIX в. механики Е.А. и М.Е. Черепановы создали более 20 разнообразных паровых машин: водоотливных, рудоподъемных, гвоздарных, винторезных, строгальных, золотопромывальных – мощностью от 5 до 60 л.с., а также другое сложное и разнообразное оборудование для заводов, рудников, приисков не только Нижнетагильского округа, но и по заказу для других предприятий Урала. Но самое главное, что Черепановы рассматривали паровой двигатель, как универсальный и старались «неослабно заводить машины для пользы заводов и облегчения сил трудящихся».

Паровые машины и другое заводское оборудование Черепановы создавали в механическом заведении, которое организовал Ефим Алексеевич еще в 1810-х гг. на территории Выйского медеплавильного завода.





Выйский медеплавильный завод.Нач.XX в.НТМЗ..jpg
Выйский медеплавильный завод.Нач.XX в.







Самый первый паровой двигатель для действия токарных станков Выйского механического заведения был построен Ефимом Черепановым еще в 1820 году. В механическом заведении были созданы также паровые машины для решения проблемы водоотлива Меднорудянского рудника при шахтах: Анатольевская, Владимирская, Павловская, Ново-Анатольевская. Одну из паровых водоподъемных машин при Ново-Анатольевской шахте посетил известный немецкий ученый А. Гумбольдт в 1829 году во время своей экспедиции по Уралу. Об этом факте упоминается в представлении о награждении Е.А. Черепанова: «столь отличные по своему устройству и пользам паровые машины, как единственные на всем Урале, заслужили уже внимание и одобрение многих путешественников, в том числе знаменитого Гумбольдта…».


План и фасад корпусов Механического заведения Черепановых и кузницы Выйского завода.Копия. НТМЗ..jpg
План и фасад корпусов Механического заведения Черепановых и кузницы Выйского завода.



План фасад и разрез каменного корпуса для Владимирской паровой машине. Копия. НТМЗ..jpg
План фасад и разрез каменного корпуса для Владимирской паровой машине.



Чертеж винторезного станка Выйского механического заведения. 1830-е гг.Копия. НТМЗ..jpg
Чертеж винторезного станка Выйского механического заведения. 1830-е гг.



Чертеж токарного станка Выйского механического заведения. 1830-е гг. Копия. НТМЗ..jpg
Чертеж токарного станка Выйского механического заведения. 1830-е гг.






Екатеринбургское начальство также высоко оценило работу Е.А. Черепанова, о чем было указано в документе Министерству финансов от 30 сентября 1832 года: «отлично искусного и практической механике заводского служителя наследников тайного советника Демидова Ефима Черепанова». П.Н. Демидов, как заводовладелец, поддержал ходатайство о награде своего крепостного механика Е.А. Черепанова золотой медалью. В заключение представления было указано: «Министр финансов [Е.Ф. Канкрин], представляя все выше прописанное на благоусмотрение Комитета министров и находя и с своей стороны Черепанова за отличные способности и труды не только в пользу частных, но и казенных заводов заслуживающим испрашиваемой ему награды, полагает наградить его золотою медалью с надписью: «За полезное» для ношения на шее на аннинской ленте».


Но Комитет министров, который рассматривал дело Е.А. Черепанова 24 января 1833 года, решил иначе: « …имея в виду, что золотые медали существующими правилами предоставлены в награду купечеству, полагал: наградить Черепанова серебряной медалью на аннинской ленте. …Государь император положение Комитета высочайше утвердить соизволил…»

Таким образом, Е.А. Черепанов не получил золотую медаль только потому, что был крепостной. Вольную он получил уже в марте 1833 года вместе с женой Дарьей, а сын Мирон – только в 1836 году…





Высоцкая Надежда Алексеевна,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»