Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

«БОГОЯВЛЕНИЕ»

Богоявление фрагмент.jpg

Фрагмент (клеймо) четырехчастной иконы
«Рождество Христово, Крещение Господне. Богоявление, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы». 
Конец XVIII – начало XIX века. Невьянское письмо. Дерево, темпера по золоту: 26 х 22,7 х 2,6 см. 
Передана музею в дар из Казанской церкви г. Нижний Тагил в июле 1968 г.



В момент крещения Иисуса в водах реки Иордан Иоанном Крестителем, как об этом свидетельствует Евангелие, Дух Божий в виде голубя, сошел на Христа и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благословение». Одновременное явление миру Бога в трех лицах (Отца, Сына и Святого Духа), объясняет название праздника – Богоявление. Он один из самых древних в истории Христианской Церкви. Первоначально в этот день отмечали «Эпифанию» – день явления Бога в Мир, одновременно вспоминая Рождество Христово, Поклонение волхвов и Крещение. Но к IV-V векам произошло разделение этих двух праздников. На нашей иконе первые два клейма с изображением «Рождества Христова» и «Богоявления»!

Иконография клейма «Богоявление» традиционна. В центре, в потоке вод Иордана, стоит Христос в легком развороте и движении, как будто делает шаг. Слева на берегу изображен Иоанн Предтеча, возлагающий десницу на главу Христа, а на другом берегу в правой части композиции расположены ангелы, держащие в руках белые ткани, которые иногда трактуют как одежды Иисуса. Вверху в небе в дугообразном облаке в белых одеждах представлен Господь Саваоф с благословляющей десницей, в Его левой руке держава. Над крещатым нимбом Христа изображение третьего лица Троицы, слетевшего, согласно евангельским текстам, к Христу в виде голубя.

В облаке именующая надпись: Г[ОСПО]ДЪ САВАО[Ф], в нимбе Иоанна С[ВЯТОЙ] IОАННЪ П[РЕДТЕЧА],  в нимбе ангела С[ВЯТОЙ] АНГЛЪ Г[ОСПОДЕНЬ]. Над клеймом надпись: «Б[О]ГОЯВЛЕНIЕ Г[ОСПО]ДА Н[А]ШЕГО I[ИСУ]СА ХР[ИС]ТА».

Икона воплотила в себе лучшие качества невьянского письма. Палитра мастера здесь необычайно полнозвучна, гармонична, богата. Охристо-золотистые тона пейзажного фона оттеняют яркие облачения Иоанна Крестителя и ангелов Господних. Складки облачений имеют сложную линию рисунка, лики написаны активными высветлениями по охре.Узнаваема разделка золотых перьев ангельских крыльев «под гравюру». Тип горок в виде белых «еловых лап» поросших пролесками, круглящиеся облака, эмалевидная фактура живописи.

Иконописный памятник прошел реставрацию в 2021 году, работы проводил Сергей Владимирович Кондюров. Икону покрывал неоднородный слой олифы с островами, низ доски был сильно замаслен. Присутствовали множественные сколы красочного слоя до левкаса. 




Реставрация до и после.jpg
Фото иконы до и после реставрации




В ходе работ был укреплен край доски, произведено раскрытие красочного слоя, затем утоньшение и довыборка сгрибленной олифы «всухую» с помощью скальпеля, а также выведение замасленности с двух клейм нижней части иконы. Проведены тонировки утрат акварелью и восстановление ассиста, набор красочного слоя в местах сколов. Совсем скоро икона отправиться в город Челябинск на выставку «Уральское чудо. Святые лики».

Приятного вам просмотра!




Казакова М.Ю.
Научный сотрудник отдела фондов, искусствовед