Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ТАНКИ. Часть третья

Часть III


18 декабря 1941 г. с конвейера, созданного на базе УВЗ Уральского танкового завода №183 им. Коминтерна, сошел первый Т-34 тагильской сборки.

За годы Великой Отечественной войны завод выпустил свыше 25 тыс. танков и являлся крупнейшим в Советском Союзе заводом по выпуску танков Т-34.


1 Конвейерная линия сборки танков.jpg
Конвейерные линии танков Т-34 цеха сборки Уральского танкового завода № 183 им. Коминтерна. Фото 1942 г.



Тяжелые танки.

Танк Т-35, о котором шла речь ранее, был не только пятибашенным, он был также и тяжелым. Его масса составляла от 50 до 55 т.

До начала Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. концепция тяжелого танка владела умами танкостроителей всего мира. Считалось, что чем тяжелее танк (за счет более толстой брони и более мощного вооружения), тем лучше. Проблемы, связанные с большой массой, выявлялись уже позднее, чаще непосредственно в боевых условиях.


Тяжелые танки КВ.

2 КВ-1.jpg
Первый опытный образец танка КВ перед отправкой в Москву. Сентябрь 1939 г.
Источник:
https://war-book.ru/kv-1-tyazhelyj-tank-sssr/



В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны СССР в конце 1938 г. специалисты сразу нескольких предприятий Советского Союза приступили к проектированию нового тяжелого танка, призванного заменить устаревший Т-35 и стать основной ударной силой бронетанковых войск Красной Армии. Танк получил наименование «Климент Ворошилов» (сокращенно КВ), в честь Климента Ефремовича Ворошилова – видного советского военачальника, народного комиссара обороны СССР.



3 ВОРОШИЛОВ.jpg

К.В. Ворошилов, советский военачальник, народный комиссар обороны СССР.
Источник:
https://rmbs-ufa.ru/ru/novosti/kliment-voroshilov



19 декабря 1939 г. танк КВ, даже не завершивший полную программу испытаний, согласно постановлению ГКО был принят на вооружение Красной Армии.


Серийное производство танков КВ было налажено в кратчайшие сроки: в феврале 1940 г. первые КВ покинули цеха знаменитого ленинградского Кировского завода.


Вскоре танки КВ стал выпускать Челябинский тракторный завод.

На КВ-1 первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 г. – 76-мм пушка ЗИС-5.

Кроме того, танк был вооружен тремя пулеметами – спаренным, курсовым и кормовым.

Для своего времени танк КВ-1 по совокупности характеристик можно смело назвать самым мощным танком мира. По большому счету, до конца 1942 г. у него просто не было достойных противников.

И как ни парадоксально, именно это обстоятельство негативно отразилось на судьбе танка: никаких явных преимуществ перед более дешевым и простым в производстве средним Т-34, кроме толстой брони (КВ -75 мм; Т-34 – 45 мм), он не имел.

Вооружение было таким же – 76-миллиметровая пушка, а маневренность из-за гораздо большего веса (47,5 т) – заметно хуже.

Кроме того, КВ мог разбить любую грунтовую дорогу до такой степени, что та для колесной техники становилась просто непроходимой и далеко не каждый мост мог выдержать его вес (47,5 т (обр. 1941 г.); КВ-1С - 42,5 т; КВ-85 - 46 т; КВ-2 - 52 т (на нем была установлена 152-мм гаубица).

Тяжелые ожесточенные бои начала Великой Отечественной войны дали возможность по справедливости оценить все виды боевой техники. 
И если средний танк Т-34 получал положительные отклики, то в отношении к КВ-1 было гораздо более критическим как у танкистов, так и у командования.

Если до начала 1942 г. КВ продолжал доминировать на полях сражений, то по мере появления у противника более эффективных противотанковых средств, в том числе подкалиберных снарядов, способных пробивать броню еще недавно практически неуязвимого советского танка, его основное достоинство – мощная броневая защита – стало терять свое первостепенное значение.

Зато все более явственно стали проявляться изъяны КВ-1: недостаточная маневренность, слишком большой вес.


4 КВ -1С с пушкой 85 мм.jpg
 КВ – 1С с опытной 85-мм пушкой С-31 перед прохождением испытаний. Лето 1943 г.
Источник:
https://war-book.ru/kv-1-tyazhelyj-tank-sssr/


В конце 1943 г. танк КВ (к тому времени был освоен выпуск КВ-85) был сменен в производстве новым тяжелым танком ИС-1 ( «Иосиф Сталин», боевая масса: 44,2 т; броня: 60 – 120 мм (лоб корпуса), вооружение: пушка 85 мм), более совершенным с точки зрения вооружения и более легкий (ИС-1 - 44,2 т; ИС-1) ИС-2 -46 т).


5 ИС-1.jpg
Опытный тяжелый танк "237" / ИС-1. Фото 1943 г.
Источник:
https://topwar.ru/171044-kak-sozdavalsja-i-sovershenstvovalsja-is-2.html


Вплоть до окончания Великой Отечественной войны танки ИС оставались лучшими советскими тяжелыми танками.


6 ИС-1 ХОД.jpg
Танк ИС-1 на испытаниях.
Источник:
https://dzen.ru/a/ZFJrI8aJdFKrJZGE



Возвращаясь к танкам КВ, необходимо отметить, что всего за период с 1940 по 1944 гг. на заводах в Ленинграде и Челябинске было выпущено 4 775 танков КВ всех модификаций (в том числе 1 087 КВ-1 С и 143 КВ-5).

Тяжелые танки КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершения и внесли свой вклад в дело разгрома фашистской Германии.

Несмотря на все свои недостатки, танки КВ считались желанным трофеем, и захваченные противником машины не подвергались переделке, а использовались по прямому назначению. В последний раз танк КВ-2 вступил в бой в 1945 г. Это была трофейная машина, использовавшаяся немцами при обороне Кёнигсберга.



7 БОЙ ЗА КЕНИНГСБЕРГ КОРОВИН.jpg
Советские войска перед Королевским замком во взятом Кенигсберге. Апрель 1845 г.
Источник:
https://waralbum.ru/386984/


Как уже упоминалось выше, над созданием тяжелых танков трудились  танкостроители разных стран.

В германской армии на вооружении состояли тяжелые танки «Тигр» (Pz Kpfw VI «Tiger», боевая масса: 57 т); «Tигр II» (Sd Kfz 182), известный как «Королевский Тигр» (Pz Kpwf VI Ausf B Tiger II (Sd Kfz 182), «Konig Tiger», боевая масса: 68 - 69,8 т).

«Королевский Тигр» стал символом германских бронетанковых войск.




8 ТИГР 2.jpg
Фото 8. Немецкий тяжелый танк «Тигр II» («Королевский тигр»), захваченный на Сандомирском плацдарме в августе 1944 г. На ствол пушки в память о командире 2-го танкового батальона 53-й гвардейской танковой бригады майоре А.Г. Коробове нанесена надпись «Слава Коробову!».


Конструкторы фирмы «Хеншель» («Henschel») разработали башню, толщина лобовой брони которой достигала 180 мм, бортов и задней стенки – 80 мм, крыши – 40 мм.

Такой броневой защиты не имел на тот момент ни один танк мира.

Корпус
 и башня танка выполнялись с использованием минимального количества бронеплит (отсюда несколько своеобразная форма), что служило для усиления защищённости танка, так и упрощению процесса производства.

Правда, за такое превосходство пришлось заплатить огромными габаритами и массой (68 - 69,8 т), и, как следствие, невысокими ходовыми характеристиками.

Да и  башня хоть и имела довольно удачную форму, но в ней присутствовал и серьёзный недостаток – закруглённая лобовая деталь создавала заметный «заман». Снаряд, попадавший в скошенную часть брони, «отражался» вниз, в относительно тонкую броню крыши корпуса.

Тем не менее, это была грозная боевая машина, вооруженная 88 мм пушкой и двумя пулеметами. Ввиду отсутствия среди танков западных союзников достойных оппонентов  основным средством борьбы с «Королевским тигром» на Западном фронте стала авиация, на которую и приходилась львиная доля уничтоженных танков этого типа.


9 КИНГ ТИГР МОДЕРН РЕШЕТКИ.jpg
Модернизированный танк «Королевский тигр» с доработками, которые могли появиться на машине летом 1945 года: установка дальномера в башне, новый вентилятор и вентиляторные решетки на крыше моторного отделения .
Источник:
https://topwar.ru/37451-modernizaciya-korolevskogo-tigra-1945-god.html




К примеру, только за один день, 17 июля 1944 г., на позиции 503-го тяжелого танкового батальона, оснащенного «Королевскими тиграми», авиация союзников совершила более 2100 самолето-вылетов.

(В 
1944 г. большая часть «Тигров II», воевавших на Западном фронте, в целях защиты кормовой части при атаках авиации союзников получила также броневую защиту жалюзи воздухозаборников силового отделения).

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войны, стал именно «Koролевский тигр». Он был взорван в Австрии 10 мая 1945 г. собственным экипажем.

Сверхтяжелый танк.

Но габариты  «Koролевского тигра» не стали пределом, хотя из тяжелых танков Второй мировой войны «Королевский тигр» по своей боевой массе в 68 – 69,8 т стал самым тяжелым, немецкие инженеры не устояли перед искушением построить самый тяжелый (специалисты указывают различны цифры: 188 т; от 190 до 200 т) танк, который при этом получил наименование «Мышь» («Маус», «Maus»; экипаж – 6 человек; броня – 200 мм; вооружение: пушка 128 мм, пушка 75 мм, пулемет, огнемет).





10 МАУС ТАНК.jpg
Немецкий сверхтяжелый танк «Маус». Фото 1940-х гг.
Источник: https://110km.ru/art/nemeckiy-supertank-maus-kakim-on-byl-i-chego-ot-nego-zhdali-138624.html



Идея создания сверхтяжелого танка в разное время привлекала внимание танкостроителей многих стран мира.
Проектами стальных монстров занимались в СССР, США, Великобритании, Японии.

Но все они остались на бумаге.

И лишь немецким конструкторам удалось воплотить идею в реальность.

Причем сделали они это в крайне тяжелых условиях Второй мировой войны, затратив огромные средства и большое количество дефицитных материалов.

Все началось 8 июня 1942 г. на совещании, посвященном вопросам дальнейшего развития танкостроения, когда Гитлер поднял вопрос о создании сверхтяжелого «танка прорыва» с максимально возможной степенью бронезащиты.

И хотя большинство конструкторов бронетанковой техники и военных теоретиков выступали против разработки таких машин, фирме профессора Фердинанда Порше, занимавшего в то время пост председателя танковой комиссии, было поручено создать прототип двухбашенной вооруженной 150-мм и 128-мм орудиями боевой машины массой более 150 т.

Позднее, пользуясь своим влиянием на фюрера, Порше сумел доказать бесперспективность навязанной ему многобашенной схемы и необходимость продолжать работу над танком классической компоновки.

Когда проект был готов и представлен на рассмотрение, машина получила название «Мамонт» и кодовое обозначений «Тип 205».

Если не принимать в расчет незначительные неполадки в подвеске, испытания прошли вполне удовлетворительно.


11 МАУС МАСШТАБЫ.jpg
Иллюстрированная реконструкция танка «Маус».
Источник:
https://dzen.ru/a/XouM5UM8az2N1Mss



Гитлер распорядился, чтобы танк полностью – с башней и вооружением – был готов к июню 1944 г.
Сроки удалось выдержать, и в июне начался новый цикл испытаний.

Их результаты также оказались довольно многообещающими, вследствие чего в начале октября поступил приказ отправить танк на испытательный полигон в Куммерсдорф.

Второй прототип V2 с дизельным постоянно выходившим из строя двигателем «Даймлер-Бенц» (Deimler-Benz МВ 517) был отправлен Куммерсдорф без предварительных испытаний.

Кроме того, к концу войны на разных стадиях готовности находились еще девять прототипов, а всего планировалось построить 150 сверхтяжелых танков.

Тем временем, война приближалась к завершению, и в апреле 1945 г., не дожидаясь подхода советских войск, оба находившихся в Куммерсдорфе прототипа были взорваны немцами.


12 МАУС СХЕМА.jpg

Компоновка сверхтяжелого танка «Маус».
Источник:
https://topwar.ru/24909-wunderwaf...-tanka-mysh.html




Однако из их остатков, а также из захваченных готовых узлов и агрегатов, советским специалистам удалось собрать один танк, правда, без начинки, который был доставлен СССР и в 1951-1952 гг. испытывался на полигоне в Кубинке.



13 Немецкий танк МАУС в Кубинке.jpg
Немецкий танк «Маус» в Центральном музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
Источник:
https://riamo.ru/article/92701/tankovyj-muzej-v-kubinke-ne-budet-vosstanavlivat-nemetskij-tank-maus-....





Продолжение следует…





Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»