Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

«АРИФМЕТИКА» ИЗ ВЫЙСКОГО ЗАВОДСКОГО УЧИЛИЩА


Вопрос подготовки квалифицированных кадров актуален во все времена.

В Нижнетагильском заводском поселке для обеспечения успешной работы заводов и рудников тоже были необходимы грамотные специалисты. Для их подготовки возникла необходимость в строительстве школ и открытии классов грамотности.


Чертеж Выйского заводского училища.jpg
Чертеж Выйского заводского училища



На территории Выйского медеплавильного завода 1 июня 1806 г. по распоряжению Николая Никитича Демидова (1773–1828) было открыто училище. Набор изучаемых предметов был достаточно широк и отвечал потребностям горного и заводского дела. В училище изучали чтение и письмо, всеобщую историю, грамматику и географию, арифметику и практическую геометрию, чистописание, специальное черчение и рисование, физику, химию, механику, иностранные языки, а также специальные предметы: горное искусство, металлургию, геодезию, маркшейдерское дело, лесоводство, партесное пение (пение по партиям) и игру на музыкальных инструментах. Во главе училища стоял надзиратель. Уроки вели священник, учитель и заводские служащие. Учебники и пособия для обеспечения учебного процесса закупались в Москве, Санкт-Петербурге и перевозились в Нижнетагильский заводской поселок. Они хранились непосредственно в училище, а некоторые из них сохранились до наших дней и находятся в библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника.



Д.С. Аничков Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества. 1786 г..jpg
Д.С. Аничков Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества. 1786 г.



Учебник «Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества», по которому мальчики изучали арифметику, был издан в 1786 г. Его автор Дмитрий Сергеевич Аничков – профессор логики, метафизики и математики Московского университета. В XVIII в. эта книга была одним из немногих учебников для преподавания математики, она неоднократно переиздавалась. Третье издание учебника, дополненное автором новым материалом, вышло в 1786 г. Здесь на 392 страницах были размещены объемные математические данные по теории и практике: начало арифметики, основные теоремы, таблица Пифагора, арифметические и геометрические пропорции и прогрессии, квадратные и кубические числа, логарифмы, сравнительные единицы и практическая арифметика. Таким образом, один учебник содержал в себе материал, который сегодняшние ученики изучают на протяжении 11 школьных лет, но более подробно и детально.



Страница с именами учеников в учебнике Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества. 1786 г..jpg
Страница с именами учеников в учебнике Теоретическая и практическая арифметика в пользу и употребление юношества. 1786 г.



Страница учебника с записью решния задачи.jpg
Страница учебника с записью решения задачи



На одной из страниц учебника указаны имена учеников, которым он был выдан для занятий 4 октября 1835 г. – Петр Малышев, Петр Дикушин, Егор Бучинский, Михаил Булавин. По-видимому, один учебник предназначался для четырех человек. А при изучении темы «Практическая арифметика» кто-то из них решил помочь тем, кто будет учиться по этому учебнику в следующий раз и записали решение задачи на странице.


Каждый день мы встречаемся с математическими задачами: в быту, образовательных учреждениях и на рабочих местах. Мы предлагаем вам решить задачку, которая предлагалась ребятам в конце XVIII – первой половине XIX вв.

«Два ходока пошли вкругъ одного города въ одно время: одинъ изъ нихъ шелъ на день по 40 верстъ, а другой по 30 верстъ; околожъ того города считалось расстояния 120 верстъ. Спрашивается во сколько дней второй ходокъ догонитъ первого?»



Евгения Нестерова 
зав. сектором исторического отдела