Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

РАЙОНЫ ГОРОДА N/ ДЗЕРЖИНСКИЙ

Мы продолжаем рассказывать вам об истории районов Нижнего Тагила и на этот раз поговорим об истории Дзержинского района.



НВ-10734. Дзержинский район Ленинградский проспект. Памятник участникам ВОВ. 1969 г._1.jpg
 Дзержинский район, Ленинградский проспект. Памятник участникам ВОВ. 1969 г.



Он возник в ходе строительства Уральского вагоностроительного завода (УВЗ), проходившего в рамках первой пятилетки. Строительные бригады начали прибывать на работы по возведению УВЗ летом 1931 года. Создание и эксплуатация такого масштабного промышленного объекта делали необходимым наличие рядом крупного жилого района, примыкающего к предприятию. В нем должны были разместиться сначала строители, а затем многочисленные работники завода. Подобные районы в СССР назывались «соцгородками».



Ул. Ильича. Первые брусковые дома построенные в 1934 г. Фото 1970 г..jpg
Ул. Ильича. Первые брусковые дома построенные в 1934 г. Фото 1970 г.



По проекту 1932 года будущий соцгород должен был вмещать 80 тыс. жителей. В 1933 году начался процесс интеграции Уралвагонстроя (УВС), в будущем ставшего Дзержинским районом, в состав Нижнего Тагила. На этот момент в нем проживало 11200 строителей и членов их семей, размещавшихся в 16-ти брусковых домах и 10 бараках. В 1935 году был пущен в эксплуатацию водопровод, появлялись объекты социальной инфраструктуры. Среди них: баня, больничная площадка, механизированная прачечная, гостиница, клуб, две школы ФЗО, два детских сада и ясли.


Дзержинский район г. Н. Тагил. Улица Ильича. 1949 г..jpg
Дзержинский район г. Н. Тагил. Улица Ильича. 1949 г.




Район, в соответствии с планом застройки, преимущественно должен был состоять из трехэтажных домов, располагающихся на окраинах населенного пункта, и пятиэтажных домов, выстроенных в центре.

На начальном этапе строительства соцгорода преимущественно возводились временные постройки, объединявшиеся в барачные поселки. Это было обусловлено быстротой возведения подобных сооружений и недостатком финансирования проекта. Первоначальные сметы строительства района были сокращены в три раза.


НВ-24171-17 фото чб. Ленинградский проспект вдали лес на г. Пихтовой. 1971 год..jpg
Ленинградский проспект, вдали лес на г. Пихтовой. 1971 г.



Однако уже к концу 1933 года началось возведение капитальных каменных зданий. Первые из них были построены между улицей Ильича и проспектом Вагоностроителей. Среди этих построек: 3-х, 4-х и 5-ти этажные жилые дома, детские ясли, детский сад и три школы. Они были построены в архитектурном стиле конструктивизма, поэтому для их визуального образа характерны лаконичность, динамизм и асимметрия.

В феврале 1934 года было создано специальное Управление строительством соцгорода, курировавшее процесс его расширения. На следующий 1935 год продолжилось возведение каменных зданий, среди них 4-х и 5-ти этажные кирпичные дома и новые школы.

В 1936 году происходит переименование Уралвагонстроя в Дзержинский район. К этому моменту в нем насчитывалось 600 домов, 26 улиц, 9 школ, 87 магазинов, 2 поликлиники, клуб, Парк культуры и отдыха, почта, а количество жителей дошло до отметки в 30 тысяч человек.



НВ-15548-10 фото цв. Трамвай в дзержинском р-не (УВЗ-Ленинградский проспект-Пихтовые горы) ко дню города-78.jpg
 Трамвай в дзержинском р-не (УВЗ-Ленинградский проспект-Пихтовые горы) ко дню города-78


Несмотря на то, что на протяжении 1930-х гг. велось активное строительство капитальных каменных зданий в соответствии с планом 1932 г., осуществить его в полном объеме помешали отсутствие достаточных средств на реализацию проекта и начало Великой Отечественной войны. К 1941 году основную массу построек в Дзержинском районе составляли бараки и брусковые дома. Еще большее их количество появилось в связи с резким увеличением населения района за счет сотрудников эвакуированных в Нижний Тагил промышленных предприятий и членов их семей. За осень 1941 года было сдано в эксплуатацию свыше двухсот тысяч м2 жилых помещений, представленных в основном землянками и каркасными бараками. Их активное строительство велось вплоть до конца войны.

В 1945 году на улице Сталина (проспект Вагоностроителей) вновь началось капитальное строительство трехэтажных жилых домов.

В 1947 году начался новый этап в развитии Дзержинского района, что было связано с утверждением генерального плана развития Нижнего Тагила до 1966 года. Изменения коснулись высотности и типажа зданий, дорог, городского транспорта и новых промышленных площадок. Важной задачей, стоявшей перед местными властями, была ликвидация барачных поселков, возникших в годы войны.


Дворец культуры имени И. В. Окунева 1960-е гг..jpg
Дворец культуры имени И. В. Окунева 1960-е гг.



К началу 50-х гг. XX в. оформилась историческая часть Дзержинского района, сформировавшаяся под влиянием стихийного барачного строительства и генеральных планов 1932 и 1947 годов, воплощавших в себе идеи о соцгороде.

Однако заметные изменения с районом произошли во второй половине XX в. Одним из важнейших среди них стало строительство Ленинградского проспекта. На его месте изначально располагалась улица Студенческая, бывшая окраиной Дзержинского района. Возведение первых каменных многоквартирных домов началось на ней еще в 1950-х гг. В 1970 г. улица была переименована и получила свое современное название – Ленинградский проспект. К 1975 г. году в этой части района масштабное жилищное строительство было закончено, хотя отдельные проекты многоквартирных домов продолжают реализовываться в XXI в. Заметному расширению Дзержинского района также способствовала застройка микрорайонов Алтайский и Пихтовые горы в 1980-х гг.



Проспект Вагоностроителей 1950-е гг..jpg
Проспект Вагоностроителей 1950-е гг.







Кинотеатр Россия 1965 г..jpg
Кинотеатр Россия 1965 г.




На сегодняшний день Дзержинский район представляет собой одну из самых густонаселенных частей Нижнего Тагила. К одним из наиболее ярких достопримечательностей Дзержинского района относятся: Площадь Славы, Ледовый дворец спорта имени В.К. Сотникова, Дворец культуры имени И.В. Окунева, Площадь танкостроителей, Храм Дмитрия Донского и Уральский вагоностроительный завод.




Баня. 1930-е гг..jpg
Баня. 1930-е гг..



Необычный архитектурный облик Дзержинского района представляет собой интересный синтез архитектуры конструктивизма, с более поздней советской застройкой, датирующейся второй половиной XX в. В некоторых местах можно встретить современные здания, однако их число заметно уступает количеству более ранних построек.


Ул. Ильича. Дом культуры УМС. 1970 г..jpg
Ул. Ильича. Дом культуры УМС. 1970 г.



Ул. Ильича. Стадион построенный в 1958 г. Фото 1970 г..jpg
Ул. Ильича. Стадион построенный в 1958 г. Фото 1970 г.


История Дзержинского района в миниатюре отражает историю Нижнего Тагила в XX в. Масштабное промышленное и жилищное строительство 30-х гг., натолкнувшееся в 1941 г. на Великую Отечественную войну.
Переосмысление концепции развития «Соцгорода» в пользу более практичных вариантов, отказ от дорогостоящих авторских проектов и создание типовых спальных районов, преимущественно состоявших из панельных домов в 70-х и 80-х гг. XX в.
Наконец, попытки вписаться в резко изменившуюся после 1991 г. социально-экономическую реальность.


Ул. Ильича. Пионерский сквер в Дзержинском районе. Фонтан. 1950-е гг..jpgУл. Ильича. Пионерский сквер в Дзержинском районе. Фонтан. 1950-е гг.



Несмотря на свою относительную молодость, Дзержинский район и его жители, заняли важное место в истории и развитии города, своим трудом и достижениями повлияв на формирование идентичности Нижнего Тагила и тагильчан.



Никита Георгиевич Попов,
и.о. зав. Мемориально-литературным музеем А.П. Бондина