Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Уже совсем скоро весёлый багрянец осени, укутавший мир пёстрым ковром листвы, сменится онемелым безмолвием предзимья. Это время особое, почти волшебное, «встреча осени с зимой» - как говорят в народе. Последние листья покидают деревья, лучи солнца всё реже согревают землю, а небеса наполняются свинцовой хмурью. Природа словно ждёт предстоящей зимы, которая стоит на пороге, смотрит в глаза готовящейся уйти осени, но ещё словно бы не решается войти в мир. И вот, в середине октября, наступает чудо! Проснёшься поутру, глянешь в оконце, а там всё белым-бело от снежка, который заботливо укутал всё вокруг: и землю, и деревья, и дома. В иной год случается, что снег на землю не ложится, зато тонкой паутинкой устилает всё морозный иней. Недаром пословица гласит: «Покров кроет землю то листом, то снегом».

Говорили наши пращуры, что в этот день сама Пресвятая Богородица сняла с главы своей божественный омофор и в материнской любви укутала им землю русскую! Наступил великий праздник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он всегда отмечается 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Праздник Покрова был установлен на Руси князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1164 году и отмечается только Русской Православной Церковью. В народе его называли по-разному: Покров-Батюшка, Засидки, Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая.

В глубину веков уходят истоки этого праздника. Согласно церковному преданию, к Константинополю, столице Византийской империи, в 910 году подступили вражеские войска, намереваясь разграбить великий город и сравнять его с землёй, а его жителей пленить или предать лютой смерти. Всё духовенство и жители города собрались во Влахернском храме, моля Господа спасти их от великой беды. И вот, в четвертом часу ночи, юродивому Андрею Константинопольскому было видение: сама Богородица, в окружении ангелов и сонма святых, озарённая небесным светом спускалась к молящимся с небес.

Как пишет святитель Дмитрий Ростовский, она «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». Святой Покров защитил город: корабли иноземцев разметала внезапно поднявшаяся буря и захватчики, объятые ужасом, отступили от стен константинопольских. Заступничеством свыше благочестивые горожане были избавлены от страшных бедствий.

Существуют две иконографии изображения Покрова - «суздальская» и «новгородская». На «суздальском» типе икон Богородица стоит перед храмом и самостоятельно простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми молящимися в храме.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. В этом случае Богородица изображается стоящей внутри храма.... Наиболее ранний образец «суздальского» типа – храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века. Одна из первых дошедших до нас икон «новгородского» типа происходит из Зверина монастыря и написана в 1399 г.





1. ТМ-468 на сайт.jpg
Икона «Покров Пресвятой Богородицы», из Выйско-Никольской церкви.
Предположительно работы П. П. Веденецкого.
Дерево, левкас. масло. 40- гг. ХIХ в.
Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».






В коллекции музея-заповедника «Горнозаводской Урал» представлены в основном иконы суздальского типа. Одна из этих икон, икона «Покров Пресвятой Богородицы», работы 40-х гг. ХIХ в. предположительно принадлежит кисти художника П.П. Веденецкого и некогда являлась частью иконописного убранства Выйско-Никольской церкви, родовой усыпальницы тагильских заводовладельцев Демидовых.






2. ТМ-26168-13.JPG
Икона « Покров Пресвятой Богородицы с избранными святыми на полях».
Дерево, паволока, левкас, темпера, листовое золочение, темперная живопись. 1808 г.
Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».




Особый интерес представляет икона «Покров Пресвятой Богородицы с избранными святыми на полях» 1808 г., невьянского письма, выполненная в смешанной иконографии.
В центре иконы изображен Влахернский храм. Под куполом на облаке парит Богоматерь с распростертыми руками. Омофор держат одновременно Богородица и ангелы. Слева Иисус Христос с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке. Рядом с Богородицей ангелы и верховные апостолы. Ниже, на амвоне - Роман Сладкопевец. Справа внизу Андрей Юродивый, указывающий на Богородицу ученику Епифанию. Слева патриарх и византийские император с императрицей. На полях иконы изображены предстоящие святые.





3. ТМ-15525 МП-14 на сайт.jpg
Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Медный сплав, литье, эмаль.ХIХ в.
Из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».




Тема праздника Покрова пресвятой Богородицы нашла своё отражение и в многочисленных произведениях старообрядческой металлопластики ХVII-ХIХстолетий икона «Покров Пресвятой Богородицы», которыми богата коллекция музея...

События церковной истории, положенные в основу праздника, в сознании простых людей причудливо переплетались с хозяйственно-бытовым укладом и семейными обрядами и обычаями. К октябрю все сельскохозяйственные работы были уже завершены, выпас скота заканчивался. Рачительные хозяева готовились к зиме: утепляли дом и дворовые постройки, переводили скот на зимние корма, начинали топить печь. Парни присматривали невест, а девушки приводили в порядок приданое – впереди была череда осенних свадеб. «Покров, покров – покрой землю снежком, а меня женишком!», «Придет Покров, девке голову покроет» – говаривали в народе!

В сознании людей образ Богородицы в омофоре и образ замужней женщины, убиравшей по обычаю волосы под платок, были очень близки. Ведь красотой жены только боговенчаный супруг любоваться может!

Пройдёт время – наполнится изба задорным ребячьим смехом да тихим семейным счастьем, а с небес, согревая материнской любовью и заботой всех людей, смотрит на нас владычица и заступница наша – Пресвятая Богородица. Год от года укрывает она землю русскую своим божественным омофором!

 

Антон Владимирович Васенев,
 научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника