Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ТАНКИ. Часть первая (80-летию Курской битвы посвящается)

Часть I

23 августа 1943 г., 80 лет назад, победоносно окончилась битва на Курской дуге – одно из ярчайших и грандиозных событий периода Великой Отечественной войны, в частности, и Второй мировой, в целом.

По обе стороны линии фронта протяженностью до 200 км сражалось около двух миллионов человек, свыше шести тысяч танков, 69 тысяч орудий и минометов, около четыре тысяч самолетов.


12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка произошло грандиозное танковое сражение, в котором приняли участие свыше 1100 танков.


Здесь же, на Курской дуге, свой боевой путь начал Уральский добровольческий танковый корпус (УДТК), созданный весной 1943 г. на средства тружеников трех уральских областей – Свердловской, Пермской и Челябинской.

В историографии Курская битва считается самым крупным танковым сражением в истории.
В целом, Вторая мировая война, в немалой степени, вошла в историю как «война машин» и, в первую очередь, танков.

Одним из символов Победы советского народа в Великой Отечественной войне является танк Т-34.



1 Т-34-76.jpg
Памятник танку «Т-34». Нижний Тагл. 1975 г. Архитектор А.А. Кузьмин Фото 1980-х гг.



Он хорошо узнаваем: корпус, гусеницы, башня, дуло пушки. Масса танка Т-34 составляла от 26,45 т (Т-34-76, где 76 – калибр пушки, 76 мм) до 30,9 т (Т-34-85, т.е. с пушкой калибра 85 мм). Толщина брони – 45 мм. Скорость – 36 км/ч (по пересеченной местности), 54 км/ч (по шоссе).


Танк Т-34 признан специалистами: и отечественными, и зарубежными, лучшим танком Второй мировой войны. Крупнейший завод в нашей стране по выпуску танков Т-34 в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна (УТЗ) – находился в Нижнем Тагиле. За период войны тагильчане выпустили свыше 25 тысяч танков, что составляло около 50% всех «тридцатьчетверок», выпущенных за годы войны предприятиями страны в целом.



2 УВЗ танк проходная НВ-24955-24.jpg
Памятник 35-тысячному танку Т-34 у проходной Уралвагонзавода. 1946 г.
Архитектор А.Н. Побединский. Фото 1980-х гг.



Согласно одному из определений, танк – это бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного с бензиновыми и дизельным двигателями.

Однако 107-летняя история мирового танкостроения знает и танк на воздушной подушке, и танк с паровыми, и даже танк с атомным двигателями. Об этих необычных танках сегодня наш рассказ.



Танк на воздушной подушке


Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»).

И действительно, первые британские танки «Mark» периода Первой мировой войны 1914-1918 гг. внешне очень напоминали бак или цистерну, нежели привычный нам танк с башней и дулом пушки.



3 Марк.jpg
Британский танк Mak I. Фото 1916 г. Источник: https://iz.ru/news/632641



Современным взглядом танк едва узнаваем: у него отсутствовала башня. На первых британских танках даже не было пушки, только пулемет. Но, несмотря на необычный внешний вид, эти танки уже были оснащены гусеницами.

Гусеничная конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов. Поэтому почти все танки в истории имели гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещё в 1818 г. французом Дюбоше, хотя некоторые танки, например, лёгкие колёсно-гусеничные танки БТ ( «БТ» и означает «быстроходный танк») (СССР) или танк Кристи (США) могли передвигаться и на колёсах.

Идея создания боевой бронированной машины с комбинированным движителем, соединяющей в себе скорость автомобиля при движении по дорогам с проходимостью обычного гусеничного танка на пересеченной местности, родилась в 1920-х гг.

Этой проблемой занимались в разных странах: Англии, Франции, Швеции, Чехословакии.

Принципиально по-новому решил проблему американский конструктор Джон Уолтер Кристи, решивший увеличить опорные катки танка до размеров автомобильных колес, а гусеницы сделать съемными.

Когда в 1920-х гг. в СССР решили принять на вооружение танки нового поколения, разработчики проанализировали большое число конструктивных идей, в том числе и концепцию Кристи.

В 1930 г. закупочная комиссия Управления механизации и моторизации РККА приобрела два экземпляра танка Кристи без башен и вооружения.

После установки на несколько усовершенствованное американское шасси специально разработанной башни с вооружением новый танк под обозначением БТ-2 (быстроходный танк – второй) в 1931 г. был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию.





4 БТ-2.jpg
Колесно-гусеничный танк БТ-2. Фото 1930-х гг. Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1646321/1817336



Колесно-гусеничные танки развивали весьма приличную скорость: американский танк Кристи на гусеницах мог передвигаться со скоростью 45 км/ч, на колесах – 70 км/ч. Советский БТ, благодаря установленному на нем авиационному двигателю, развивал скорость еще выше: до 51,6 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колесах.

Но за скорость колесно-гусеничные танки расплачивались слабым вооружением (на БТ, и на танке Кристи была установлена пушка калибром 37 мм) и бронированием.




5 Kristy_t.jpg
Танк Кристи. Фото 1930-х гг. . Источни: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1646321/1817336



Как итог, гусеничные танки постепенно вытеснили колесно-гусеничные.

При всех своих достоинствах ходовые гусеницы (по крайней мере, современных типов) имеют и серьёзный недостаток – они сравнительно легко могут быть перебиты прямым попаданием в гусеницу снаряда или взрывом мины (в случае наезда танка на противотанковую мину нажимного действия). Это, в частности, подвигло советских танкостроителей 1930-х гг. попытаться создать танк на воздушной подушке.





7 На воздушной подушке Макет 1937 г.jpg

Танк на воздушной подушке. Макет 1937 г. Фото 1930-х гг. Источник: https://warfor.me/tank-na-vozdushnoj-podushke/



Проект танка, который в документах был обозначен как «Земноводный подлетающий танк», был разработан на Московском авиационном заводе № 84 в 1937 г. Бронированную машину предполагалось использовать в ходе боевых действий в районах с преобладанием болотистых и песчаных местностей, а также с обилием естественных водных преград. Но дальше изготовления макета работа не продвинулась. По неизвестным причинам проект был закрыт.




Танк с паровым двигателем

Сердцем любой машины является двигатель, для работы которого необходимо топливо.

В современных танках качестве топлива используются бензин или дизель (дизельное топливо).

Однако существовал в истории танк с паровым двигателем.

Единственный экземпляр такого танка был построен в США в начале 1918 г.




8 Паровой танк.jpg
Паровой танк Инженерного корпуса США. Фото 1918 г.
Источник:
https://alternathistory.ru/put-tanka-chast-6-2-steam-tank-tracked-america-1918-samyj-tyazhelyj-romb-...



Необычной являлась силовая установка: на танке, вместо двигателей внутреннего сгорания, были использованы два паровых двигателя с керосиновым нагревом котла, суммарной мощностью в 500 л. с. Помимо этого танк был дополнительно оснащён керосиновым двигателем мощностью в 35 л. с., необходимым для эффективной работы огнемёта.


Впрочем, применение столь экзотического по современным меркам танка ограничилось его участием в нескольких парадах. В 1918 г. танк был отправлен для боевых испытаний во Францию, но Первая мировая война 1914-1918 гг. завершилась до того, как он успел принять участие в боевых столкновениях.




Атомный танк


После окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. в мире стремительно развивалась атомная энергетика: возводились атомные электростанции разрабатывались проекты оснащения атомными силовыми установками поездов, самолетов, ракет, кораблей и подводных лодок. В 1957 г. был спущен на воду первый в мире советский атомный ледокол «Ленин».


Танкостроение также не избежало «увлечения» атомными проектами, ведь для работы такой силовой установки ядерного топлива требуется немного, но энергии оно вырабатывает гораздо больше, чем, например, уголь (если сравнивать с упомянутым выше «паровым» танком).
Работа над проектами «атомных танков», т.е. танков с ядерной (атомной) силовой установкой, велась, в частности, в США в 1950-х гг. Однако практического воплощения ни один из проектов не получил.

Первый проект, получивший обозначение TV-1, представлял собой 70-тонную боевую машину, вооружённую 105-мм пушкой T140 и защищённую 350-мм лобовой бронёй.




9 Атомный танк TV-1_Модель.jpg
Модель атомного танка, представленная на конференции Question Mark III. Фото 1950-х гг.
Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Атомный_танк




Атомная силовая установка состояла из реактора и турбины, которая приводилась в движение нагретым атмосферном воздухом (примерно тот же принцип получения энергии, только в гораздо больших масштабах, можно видеть на атомных электростанциях и в наши дни).

Небольшое количество топлива позволяло турбине работать на полной мощности в течение 500 часов. Но при этом реактор TV-1 получался большим и громоздким, а боевая машина тяжелой и неповоротливой.

Однако стремительное развитие технологии создания атомных реакторов привело к уменьшению их размеров и, следовательно, и массы танка. Представленный очередной проект под обозначением R32 предполагал создание уже не 70-тонного, а 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 с 120-мм лобовой броней. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 тыс. миль.

Проект танка R32 считался более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка TV-1, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48, хотя и имел такие очевидные недостатки, как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей, чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения и, как следствие, развития лучевой болезни.

Вероятно, вследствие указанных выше причин, R32, как и его предшественник TV-1, так и не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 г. Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца.


Продолжение следует…


6 октября, в День героев Танкограда, мы поговорим о двух-, трех- и даже пятибашенных танках.


До новых встреч!



Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»



В публикации были использованы материалы из открытых интернет-источников.