Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

М.П. Шапошников. Как паровоз стал памятником


В этом году, 5 августа, исполняется ровно сорок лет, как между двумя тагильским вокзалами был установлен памятник паровозу серии «Л», легендарной «Лебедянке», последнему паровозу в нашей стране.

В Нижнем Тагиле особое отношение к паровозам. Это не удивительно — ведь здесь почти 190 лет назад на Выйском заводе крепостными механиками Черепановыми был построен первый паровоз в нашей стране. Внешний облик этого локомотива, называемого раньше «пароходным дилижанцем» известен каждому тагильчанину от мала до велика.





15гЛебядинка.JPG




14а паровоз Л.JPG






Но есть в Тагиле и памятник последнему советскому паровозу! Он находится рядом со зданием железнодорожного вокзала. Это памятник паровозу серии «Л», называемого в народе «Лебедянкой». Он был разработан в 1947 году советскими инженерами под руководством главного конструктора Л.С. Лебедянского, имя которого и было присвоено паровозу. Запущен в серийное производство в 1949 году. «Лебедянка» представляла собой магистральный грузовой паровоз и отличалась высокой скоростью (до 80 км/ч), весом (около 100 тонн), длиной (13,5 м) и мощностью (2 200 л.с.), и являлась самым перспективным отечественным паровозом в Советском Союзе. Но, несмотря на все положительные характеристики, этот паровоз вынужден был уступить место более экономичным локомотивам второй половины ХХ века – электровозам и тепловозам. В 1955 году «Лебедянку» сняли с производства. Поэтому паровозы серии «Л» стали последними паровыми локомотивами, разработанными советскими инженерами для отечественных железных дорог. Тагильский экземпляр паровоза серии «Л» был построен в 1955 году на Варошиловградском (Луганском) паровозостроительном заводе под серийным номером 16067. То есть, данный паровоз был выпущен в год свёртывания паровозостроительного производства в нашей стране. Таким образом, в Нижнем Тагиле есть не только памятник первому, но и последнему отечественному паровозу.




ТМ-17646-25 ФТМ-10513-25. 60-лет историко-революционному музею. Шапошников М.П. выступает на торжественном заседании. 1984 г._1.jpg
60-лет историко-революционному музею. Шапошников М.П. выступает на торжественном заседании. 1984 г. 
Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.





Инициатором установки памятника-паровоза был Михаил Петрович Шапошников (1928-2006), начальник Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги в 1974-1989 годах. Поскольку паровозов этой серии в местном депо не сохранилось, пришлось его везти в 1982 году из Ташкента.




ТМ-14825 ФТМ-10273. Подготовка к монтажу паровоза на пьедестал в качестве памятника. 1983 г._1.jpg
Подготовка к монтажу паровоза на пьедестал в качестве памятника. 1983 г. 
Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.






ТМ-16843 ФТМ-10280. Движение паровоза к месту пьедестала. 1983 г._1.jpg
Движение паровоза к месту пьедестала. 1983 г.
Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.





ТМ-14822 ФТМ-1027 Митинг в честь установки паровоза на пьедестал в качестве памятника. 05.08.1983 г._1.jpg
Митинг в честь установки паровоза на пьедестал в качестве памятника. 05.08.1983 г.
  
Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.



Вот как сам Михаил Петрович рассказывает об установке паровоза на пьедестал летом 1983 года: «К постаменту у вокзала проложили железнодорожные пути. Паровоз мог взойти на пьедестал и своим ходом, но тогда из него пришлось бы выливать воду, поэтому поступили проще. Многотонную махину затащили лебёдками». Благодаря большой длине паровоза, изготовленный под ним постамент превратили в настоящую летопись Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги. На его стенах содержатся основные исторические сведения о постройке Уральской горнозаводской железной дороги в 1878 году, об организации большевистской партии среди железнодорожников в 1902 году, о награждении дороги орденами Ленина и Октябрьской революции в 1971 и 1978 годах. Поэтому монумент представляет из себя больше, чем памятник последнему паровозу, он служит памятником всем тагильским железнодорожникам. Одним из которых был Михаил Петрович Шапошников, благодаря которому не только был установлен этот памятник, но и сделано много важного и полезного для развития не только Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги, но и для нашего города. Достаточно вспомнить, что в 1974 году Нижний Тагил, не являясь областным городом, благодаря настойчивости Шапошникова получил свой фирменный пассажирский поезд «Малахит», сообщением Нижний Тагил — Москва, ставший одним из лучших фирменных поездов Советского Союза. А развернувшееся активное строительство социально-бытовых объектов для железнодорожников? При Шапошникове в городе возник целый микрорайон с высотными домами, детскими садами, магазинами. Не обошлось без Михаила Петровича и благоустройство Нижнего Тагила во 2-й половине 1970-х годов, когда город обрёл здание Государственного цирка и красивейшую набережную городского пруда. Одним из таких проектов по благоустройству города и стал памятник паровозу серии «Л». 


В 1989 году, оставив высокую должность, в связи с выходом на пенсию, продолжал трудиться в отделении дороги инженером. За самоотверженный труд, активное участие в жизни города Нижний Тагил, большой вклад в воспитание молодежи Михаил Петрович Шапошников награжден орденами «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета».  Кроме того, он был награждён высшей отраслевой наградой – знаком «Почётный железнодорожник». В 1992 году Михаилу Петровичу присвоено знание Почетный Гражданин города Нижний Тагил.


Особую благодарность и признание Михаил Петрович заслужил и у тагильских музейщиков, постоянно опекая мемориально-литературный музей А.П. Бондина. Именно в период руководства Нижнетагильским отделением железной дороги М.П. Шапошниковым был проведен капитальный ремонт и реэкспозиция этого музея.

Поэтому если вы решите посетить это памятное место, то вспомните не только историю железной дороги, но и того, кто эту историю вершил — Михаила Петровича Шапошникова. В ноябре этого года ему исполнилось бы 95 лет, талантливому организатору, опытному железнодорожнику, Почётному гражданину города Нижний Тагил, человеку, искренне любившему своё дело, свой город и его жителей.



Ставцев Е.М. Заведующий историко-техническим музеем «Дом Черепановых»