Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Золотопромышленники»

189541.jpg



Д.Н. Мамин-Сибиряк с детства знал о тяжелом старательском труде, слышал легенды и суеверия, связанные с добычей драгоценных металлов. Впоследствии в своем творчестве он не раз обращался к теме влияния старательского счастья, внезапного богатства на судьбы людей. Особенное значение он придавал этой теме в театре. Он считал, что именно театр наиболее ярко может представить те чувства и трагедии, которые сопровождают золотопромышленную тему.

 

Впервые пьеса «Золотопромышленники» была опубликована в журнале «Наблюдатель», 1887, кн. X. При жизни автора была поставлена Екатеринбургским драматическим театром (премьера 10 ноября 1887 г.) и Русским драматическим театром Ф. А. Корша в Москве (премьера 18 декабря 1887 г.).

 

Еще в пору учения в Екатеринбургской семинарии Мамин-Сибиряк страстно увлекался театром; это увлечение молодости он пронес через всю жизнь. Самому написать пьесу для театра – стало заветной мечтой писателя.

К работе над своей первой пьесой, «Золотопромышленники», Мамин-Сибиряк приступил уже зрелым художником, автором широко известных «Приваловских миллионов», «Горного гнезда», большого количества рассказов и очерков.

В октябре 1887 г. «Золотопромышленники» были напечатаны в журнале «Наблюдатель» А. Пятковского. «Золотопромышленники» были напечатаны также литографией Московской театральной библиотеки Е. Рассохиной (цензурное разрешение 27 декабря 1887 г.).

10 ноября 1887 года «Золотопромышленники» были поставлены в Екатеринбурге. На театральной афише пьеса имела подзаголовок: «бытовая хроника». Это послужило причиной повышенного интереса местной публики к спектаклю. Не списал ли автор свою хронику с натуры?

«Екатеринбургская неделя» через несколько дней после первого спектакля дала на него рецензию – сдержанную, но во многом справедливую. «Опытность и практичность режиссера труппы здешнего театра г-на Великанова выразилась в выборе пьесы «…» В своей бытовой хронике «Золотопромышленники» Д.Н. Мамин выводит несколько довольно рельефно обрисованных характеров, впрочем, более сильной и сочной кистью написанных им гораздо прежде, в его прекрасных повестях и рассказах. «…» Несмотря на несомненное достоинство отдельных сцен, нужно заметить, что в пьесе Д.Н. Мамина нет связи: каждое действие стоит особняком, одно событие не вытекает из другого, и потому цельного впечатления пьеса не даёт. Многие лица являются на сцену без всякого повода и основания и выходят бледны и безжизненны «…» Автор сам, вероятно, чувствуя отсутствие связи и законченности в пьесе, не дал ей точно определенного названия драмы или комедии». Актерская игра оценивалась резче – «не более как сносная».

 

В Москве на премьеру «Золотопромышленников» в театре Ф.А. Корша собрался полный зрительный зал. Но интерес к спектаклю быстро угас.

В советское время интерес к пьесам Д.Н. Мамина-Сибиряка активизировался в середине XX века в связи с юбилеем писателя.

Так в родном поселке писателя, Висиме, в 1954 году во время творческого подъема драмкружка в местном клубе была поставлена пьеса «Золотопромышленники». В роли Засыпкина Ивана Тимофеевича актером на Висимской сцене был Гаврила Федорович Горбунов.



1Гаврила Фдорович Горбунов в роли Засыпкина Ивана Тимофеевича.jpg
Гаврила Федорович Горбунов в роли Засыпкина Ивана Тимофеевича

 


В Нижнетагильском драматическом театре пьеса Д.Н. Мамина-Сибиряка «Золотопромышленники» была поставлена в 1962 году.



programa 3.jpg



А в 1963 году решением Совета Министров РСФСР Нижнетагильскому драматическому театру было присвоено имя писателя. Коллектив его неоднократно обращался к произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка.

В 2012 году, год 160-летия со дня рождения писателя, была поставлена пьеса по мотивам произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка «Дикое счастье», которую создал по заказу театра современный драматург Олег Богаев. Авторский коллектив спектакля – режиссер Валерий Пашнин, исполнитель главной роли Игорь Булыгин, сценограф Александр Кузнецов и композитор Вадим Шосман были удостоены премии Губернатора Свердловской области.

 

В журнале «Урал» № 2 за 2006 год опубликована статья доктора исторических наук Л.В. Сапоговской – «Золотопромышленники Мамина Сибиряка: литературные персонажи и исторические типы», в которой она пишет, что «образы, выведенные в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка, представляются правдивыми и репрезентативными в силу глубокого проникновения – знакомства и изучения, публицистического освоения и художественного осмысления современных писателю реалий. Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка для изучающих историю золотопромышленности Урала, являются ценнейшим источником. В них воистину можно найти небывалые «самородки» образов и символов, «россыпи» поразительных, не просто точных, но эвристичных деталей и фактов, богатые «жилки» сюжетов и заветные глубинные «пласты» смыслов».

Автор показывает в пьесе «Золотопромышленники» разоблачение «темного царства» прожженных дельцов – золотопромышленников. Отношение автора к ним сурово и беспощадно. Он показывает что Молоковым, Засыпкиным, Белоносовым чужды понятия: родина, народ, общество, общественный долг, честность, дружба и т.п. Беспредельно властвующим кумиром здесь является золото, деньги. В жертву им приносятся все естественные человеческие отношения: друзья грабят друзей, отцы продают дочерей. По художественному свидетельству Д.Н. Мамина-Сибиряка закон взаимопожирания утверждается откровенно и нагло: «Как это в писании-то говорится? - припоминает Молоков: - Аврам роди Исака, Исак роди Якова», а у нас: «Аврам разори Исака, Исак разори Якова».

 

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка звучат актуально и сегодня. Социальные проблемы, злободневные в позапрошлом веке, волей-неволей вызывают ассоциации с сегодняшним днем.

 

 

Надежда Рассадникова,

специалист музея Д.Н. Мамина-Сибиряка Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»