Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Наставники и попечители. Из истории образования в Нижнетагильском заводском поселке

27 июня 2022 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин

подписал Указ об объявлении 2023 г. Годом педагога и наставника.

 

         Учитель – одна из самых распространённых профессий, направленная на воспитание и обучение учащихся. Наставник для учеников – опытный человек, который помогает усвоить определенные знания и умения, даже вне учебной дельности.



Учащиеся и педагоги Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии. 1917 г..jpg

Учащиеся и педагоги Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии. 1917 г.



        Но большую роль в судьбе учащихся XIX в. играли и попечители — лица, заботящиеся об их интересах, нуждах и потребностях.


    Со второй половины XIX в. система образования в Нижнетагильском заводском поселке развивалась достаточно активно. Открывались новые школы и училища, а в последней четверти XIX в. уделялось внимание созданию благотворительных обществ в области образования.


      В мае 1906 г. Вице-губернатор Пермского края Н.Н. Коптеев подписал Устав общества вспомоществования (оказания помощи) нуждающимся учащимся Нижнетагильских заводских училищ Верхотурского уезда. Среди членов общества числились именитые купцы Нижнетагильского заводского поселка, педагоги учебных заведений, врачи, оказывающие услуги нуждающимся безвозмездно, а также лица, взявшие учеников на содержание. К ним за помощью могли обратиться родители учащихся, либо преподаватели школ и училищ. На собраниях попечители решали финансовые, организационные и инспекторские вопросы. В случае необходимости, для разрешения экстренных ситуаций, созывались чрезвычайные собрания.




Купец Е. Е. Копылов попечитель Нижнетагильских учебных заведений. 1917 г..jpg

Купец Е. Е. Копылов, попечитель Нижнетагильских учебных заведений. 1917 г.



        Для оказания помощи были необходимы денежные средства, которые поступали за счет членских взносов, доходов от капиталов общества, пожертвований посторонних лиц, различных учреждений деньгами, вещами, отказами от духовных завещаний. Помимо этого, обществом устраивались драматические представления, литературные чтения, публичные лекции и концерты.

 

       Члены благотворительного общества оказывали помощь различного характера: вносили оплату за обучение, обеспечивали книгами и учебными пособиями, одобренными Министерством Народного Просвещения, одеждой, питанием, местом проживания, а в исключительных случаях и денежным пособием. Если учащийся, находившийся под покровительством благотворительного общества чувствовал недомогание, то ему вызывали врача на дом, обеспечивали лекарством или определяли для лечения в больницу.



Устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся.JPG

Устав Общества вспомоществования нуждающимся учащимся


       

    Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Нижнетагильских заводских училищ состояло в ведении Министерства Внутренних Дел, куда ежегодно отправлялись отчеты о его деятельности. Также их предоставляли и в Министерство Народного Просвещения. В случае не предоставления необходимых документов в течение двух лет общество подлежало закрытию. И тем не менее, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Нижнетагильских заводских училищ Верхотурского уезда успешно существовало вплоть до 1917 г.

 

       Больше об истории образования, о тагильских учителях и наставниках трех столетий можно узнать на выставке «Учитель. Наставник», расположенной в Выставочных залах музея-заповедника (пр. Ленина, 1).

 



Евгения Нестерова, зав. сектором исторического отдела Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».