Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Древняя кремневая скульптура

Каменная скульптура – это один из древнейших видов изобразительного искусства связанный с созданием объемных форм из твердых материалов путем внешней подработки, отсекания лишнего из изначальной массы камня. Чаще всего в древности в качестве исходного материала для создания скульптур малой формы применялись различные породы камня, использовавшиеся в обиходе древнего человека. Самым распространенным был кремень, кремнистые породы.


В далеком прошлом человек подмечал сходство некоторых цельных камней, галек и осколков, а также рельефа пещерных стен и др. с животными и человеком, затем начал доделывать естественные модели, приближая к образам, которые существовали в его сознании, в дальнейшем приступил к самостоятельному художественному творчеству.


На Урале каменная (кремневая) скульптура распространена достаточно широко практически по всей его территории, за исключением Южного Зауралья. Характерны изображения птиц, рыб, знаки и символы. Самой крупной группой являются изображения животных. Известны кремневые изображения медведя, лося, мамонта, кабана, пушного зверька. Иногда это изображения голов, иногда целые фигурки.



Скульптура в виде головы медведя III тыс. до н.э. Береговая III Автор исследования П.К. Халяев 1992-94 гг..jpg


Скульптура в виде головы медведя III тыс. до н.э. Береговая III Автор исследования П.К. Халяев 1992-94 гг.





В коллекции музея присутствует скульптура в виде головы медведя — артефакт эпохи энеолита (IIIтыс. до н.э.), обнаруженный археологом П.К. Халяевым на Горбуновском торфянике – уникальном археологическом памятнике, расположенном в черте города Н. Тагил. Очертания головы этого животного угадываются за счет специально обработанных ретушью изгибов морды, заостренного, «прислушивающегося» уха, изгиба шеи. Ретушь – это прием для обработки камня путем откалывания фрагментов от заготовки.



Голова медведя (изображение из свободных интернет-источников).jpg

Голова медведя (изображение из свободных интернет-источников)






Изображение именно головы неслучайно. Так ученые пришли к выводу о том, что почтительное отношение к голове зверя как к вместилищу жизненной силы и разума прослеживается и у современных северных народов. Изучение произведений искусства древности подтверждает данную гипотезу. Например, в коллекции музея хранятся фигурные молоты в виде голов лося и бобра – уникальные неолитические скульптурные изображения с гравировками (VI-IV тыс. до н.э.).





Антропоморфная скульптура (женщина) III тыс . до н.э. Юрьино IV. Автор исследования Ю.Б. Сериков 1973 г..jpg

Антропоморфная скульптура (женщина) III тыс. до н.э. Юрьино IV. Автор исследования Ю.Б. Сериков, 1973 г.





В собрании музея хранится еще одно произведение древнего искусства эпохи энеолита (IIIтыс. до н.э.) – уникальное скульптурное изображение человека. Скульптура обнаружена в 1973 г. археологом д.и.н, профессором Ю.Б. Сериковым при раскопках памятника Юрьино IV. Описывая скульптуру, автор находки приходит к выводу о том, что древний человек изобразил женщину.
Фигурка имеет округлые очертания головы и тела. Шея оформлена выемками, руки лишь намечены выступами, ноги показаны неразделенными.



Скульптура в виде птички (глухарки) III тыс. до н.э. Юрьино IV. Автор исследования Ю.Б. Сериков 1976 г..jpg

 Скульптура в виде птички (глухарки) III тыс. до н.э. Юрьино IV. Автор исследования Ю.Б. Сериков 1976 г.





Боровая птица глухарка (изображение из свободных интернет-источников).jpg

Боровая птица глухарка (изображение из свободных интернет-источников)





На этом же археологическом памятнике обнаружено интересное скульптурное изображение в виде боровой птицы – глухарки. Скол на поверхности обозначил, по представлениям древнего мастера, крыло. Затем путем внешней дополнительной обработки фигура обрела очертания птички.



Естественная скульптура в виде птицы ( I тыс. до н.э.-I тыс. н.э.) Кумышанская пещера. Автор исследования Ю.Б. Сериков 1998-2000 гг..jpg

  Естественная скульптура в виде птицы ( I тыс. до н.э.-I тыс. н.э.) Кумышанская пещера. Автор исследования Ю.Б. Сериков 1998-2000 гг.





Очертания птицы с длинной шеей можно различить и в естественной скульптуре, обнаруженной в Кумышанской пещере на р. Чусовой. Возраст находки составляет 2 тысячи лет. Осколок камня причудливой формы привлек внимание древнего человека, и он принес его в священное место – пещеру.



Скульптура в форме рыбы (вторичное использование наконечника стрелы) III тыс. до н.э. Юрьинское поселение. Автор исследования В.Ф.jpg

  Скульптура в форме рыбы (вторичное использование наконечника стрелы) III тыс. до н.э. Юрьинское поселение. Автор исследования В.Ф.





Любопытная фигурка рыбы обнаружена на памятнике Юрьинское поселение В.Ф. Старковым в 1964 г. Ее возраст насчитывает 5 тысяч лет. Путем дополнительной подработки насад наконечника был раздвоен сколом и обрел очертания хвостового плавника. Данная находка свидетельствует о вторичном использовании предмета (наконечника стрелы в качестве скульптуры), что также немаловажно для понимания особенностей мышления и некоторых аспектов творческой деятельности человека в прошлом.


Оригинальными скульптурами считаются изображения лунниц. В археологической практике такие находки нередки. Чаще всего украшения изготавливались из металла, демонстрировали литейное мастерство древних мастеров эпохи бронзы и средневековья. По оценкам ученых данные символы считаются женскими, олицетворяют плодородие, по форме напоминают растущую луну.




Скульптура в виде лунницы VI-IV тыс. до н.э. Полуденка II Автор исследования Н.П. Кипарисова 1947 г..jpg

Скульптура в виде лунницы VI-IV тыс. до н.э. Полуденка II Автор исследования Н.П. Кипарисова 1947 г.





В коллекции музея-заповедника имеется интересная лунница, выявленная Н.П. Кипарисовой на неолитическом поселении Полуденка II (Среднее Зауралье). Она изготовлена из белого кварца путем двусторонней ретуши. Скульптура имеет серповидную форму в виде молодого месяца. Возраст данной скульптуры насчитывает 7 тысяч лет. Это одно из древнейших скульптурных изображений лунницы. В современном ювелирном деле это сюжет тоже имеет место. Его связывают с символикой плодородия, наделяют обереговыми функциями. В нашем случае древняя скульптура из камня, что делает её уникальным артефактом.


Возникает вопрос, как ученые среди множества артефактов распознают предметы искусства, в частности, кремневые скульптуры. Прежде всего, ученый обращает внимание на место находки. Предмет может располагаться в нетипичных условиях, в отдельном месте либо там, где его практическая значимость минимальна. Кроме того, исследователь принимает во внимание необычность формы изделия, а также технологию изготовления и обработки. У особенных предметов обработка не выполняет функциональные задачи, как, например, у ножа с заточенным лезвием либо скребка (орудия для обработки кожи/дерева) с особенно обработанным рабочим краем. В случае с предметами искусства (кремневой скульптурой) обработка подчеркивает детали формы, выделяет особенности рельефа поверхности. Анализируя все полученные данные, археолог выявляет предметы искусства, пополняя новыми данными и открывая для нас многоликий и загадочный древний мир.



Татьяна Сергеевна Давыдова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»