Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Рождественский Вертеп

Ещё чуть больше ста лет назад была на Руси замечательная традиция - устраивать в рождественские праздники представления народного кукольного театра - «Рождественского вертепа».


Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. А народный кукольный театр получил название вертеп в связи с тем, что первоначально в нём разыгрывалось старинное сценическое кукольное действо, основанное на событиях из Священного Писания – Евангелия. Представление это рассказывало о том, как в пещере (вертепе) родился Сын Божий – Младенец Иисус Христос, о поклонении ему мудрецов-волхвов и кровожадном злом царе Ироде, который повелел убить Христа-младенца и за это оказался сброшенным в бездну адскую.



вертеп (2).jpg



Спустя девять столетий после Рождества Христова и связанных с ним исторических событий в Риме, а затем и во всей западной Европе, появилась традиция, представлять в храме различные сцены из жизни Иисуса Христа. Эти представления разыгрывались людьми и могли длиться несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась актерами. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь изображать Деву Марию, в Италии называли марионетками.


Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека.


В Россию вертепный театр проник в конце ХYII - начале ХYIII столетий. через Белоруссию где он был известен с XVI века.


Классический вертеп представлял из себя переносной ящик из досок или из картона. Как правило, он состоял из двух ярусов, реже - из одного или трех. Ярусы делили домик на отдельные пространства.



вертеп (3).jpg



Верхний ярус обозначал пространство небесное. Он назывался «небом», «пещерой» или «хлевом». Ведь с небес сходит на землю младенец Христос. Этот ярус изнутри оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных. Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.


А нижний ярус – пространство земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.



вертеп (4).jpg



Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.


Подразумевался ещё и третий, нижний ярус – преисподняя, куда утаскивает чёрт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров вселенной.



вертеп (5).jpg



Делали вертеп свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. А его размер зависел от размера самих кукол, которые должны были быть не меньше указательного пальца


Ходили с вертепом как правило в канун Рождества Христова и сразу после него, в так называемые святые вечера, непосредственно связанные с этим событием. Дети возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения войти. Если хозяева были расположены принять вертеп, вертепщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула, пели тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш» и действо начиналось.



вертеп (6).jpg





Вертеп часто показывали не только в домах, но и на ярмарках. Вход на представление стоил пять-десять копеек. Память народная по сей день не забыла эту замечательную традицию и сегодня она вновь живёт среди нас, согревая наши сердца светом вечной красоты.




вертеп (1).jpg





Дорогие тагильчане и гости города! От всей души приглашаем Вас посетить музей истории подносного промысла и увидеть всё своими глазами, как говорится в народе «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».


Антон Владимирович Васенёв, научный сотрудник этнографического комплекса музея-заповедника «Горнозаводской Урал»