Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Полигимния

Продолжаем знакомить вас с графическими листами западноевропейской гравюры, вернувшимися в музей-заповедник после реставрации. Сегодня предлагаем вашему вниманию репродуктивный эстамп «Полигимния», изготовленный гравером Антонио Рагоной в технике цветной офорт с картины Луи Жан-Франсуа Лагрене.


О гравере подробных сведений найти не удалось. Известно, что мастер работал в конце XVIII века с полотнами известных европейских художников. Гравюры, изготовленные его рукой, хранятся в Эрмитаже и Русском музее. В нашем собрании представлен его офорт с картины известного французского живописца и офортиста эпохи рококо Лагрене.



scale_1200.jpg


Изображение взято из открытых интернет-источников





Луи Жан Франсуа Лагрене учился в Королевской Академии живописи и скульптуры у Карла Ванлоо, а позже во Французской Академии в Риме (1754). Работал в России при дворе Елизаветы с 1760 по 1762, получил титул придворного живописца и пост профессора в Санкт-Петербургской Академии по классу исторической живописи. В Россию Лагрене был приглашен не столько Елизаветой Петровной, сколько ее фаворитом графом И.И. Шуваловым, покровителем наук и искусств, при инициативе и поддержке которого были основаны Академия художеств и Московский университет. За неполных два года художник выполнил восемнадцать произведений. Его плодотворная деятельность оказала большое влияние на становление русского академического искусства. Лагрене писал на мифологические, античные и библейские сюжеты, в России его полотна украшают Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Музей-усадьбу «Архангельское» и др.


Сюжет представляемой гравюры переносит нас в античное время, где свое особое место занимали музы Древней Греции. Музы всегда изображались в образе молодых женщин, они обладали способностью видеть прошлое, настоящее и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники. Музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.



«Polimnie. Muse qui preside a la Ode» «Полигимния.jpg


«Polimnie. Muse qui preside a la Ode» «Полигимния. Муза, которая председательствует в Оде» Лагрене, Луи Жан-Франсуа, Старший (1724-1805) Рагона, Антонио (конец XVIIIв.) цветной офорт 38,5 х 29,5 см




На представленной гравюре изображена Полигимния (другой вариант Полимния) – одна из девяти муз, дочь Зевса и богини памяти Мнемосины. Она – муза серьезной гимнической поэзии, ей приписывали изобретение лиры. В мифологическом словаре Е.М. Мелетинского указано, что Полигимния помогала «запоминать схваченное». Также она являлась покровительницей ораторов и тех, кто изучал риторику. Она научила человека слагать божественные стихи, обращаться к другим с пламенной речью и выражать свои чувства с помощью выразительного жеста. Полигимнию считали еще и музой пантомимы, она наделяла умением выражать мысли и чувства движением тела и жестами. На древних изображениях она часто предстает с прижатым к губам, в знаке молчания, пальцем.


На нашей гравюре Полигимния изображена в центре композиции, восседающая на изящном стуле клисмосе с гнутой спинкой и «серповидными» изогнутыми наружу, ножками. Муза находится в комфортной и удобной позе, почти в медитативном состоянии. Одета в ниспадающую тунику. Волнистые волосы прихвачены диадемой с драгоценными камнями, запястье украшают две нити жемчуга, своей облокотившиеся рукой муза удерживает деревянную тонкую трость. Амур, балансирующий на одной ножке, указывает пальцем в небо, и жест его понятен, ведь именно к небу обращены вдохновляемые музой творения. Античные персонажи изображены на фоне тенистых садов Парнаса и прозрачного ручья под ногами.



scale_2400.jpg



Графический лист принадлежал тагильскому художнику Сидору Дубасникову, с оборотной стороны имеется его владельческая подпись и порядковый №16.



Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед