Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Реставрация икон

В течение последних нескольких лет гости и жители Нижнего Тагила имели возможность познакомится с иконописными памятниками XVIII-XIX веков из собрания музея-заповедника в выставочном коллекционном проекте «Зримые свидетели мира невидимого». На момент открытия экспозиции, где было представлено порядка 180 памятников только одна темперная икона «О тебе радуется» прошла реставрацию в Эрмитаже в 1968 году.


Сегодня представляем вашему вниманию две иконы: «Богоматерь Тихвинскую со св.м. Фотием и св.м. Никитой на полях» невьянского письма конца XVIII века и «Всех Скорбящих Радость» первой половины XIX в., происходящую из нижнетагильских иконописных мастерских, которые вернулись в музей-заповедник после реставрации.


До реставрации иконы были загрязнены с обеих сторон, имели утраты красочного слоя и грунта до доски. В процессе комплекса проведенных мероприятий с икон были удалены капли воска, а также различного происхождения загрязнения с паволоки и основы. Произведено раскрытие от потемневшей олифы верхнего слоя, подведен левкас в местах утрат. Выполнены тонировки и нанесено защитное покрытие.



реставрация икон (1).jpg

До реставрации. «Богоматерь Тихвинская со св.м. Фотием и св.м. Никитой на полях» конец XVIII в. Невьянск Дерево, основа состоит из одной доски с торцовыми врезными сквозными шпонками, краевой ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение Размер 22,3 х 19,0 х 2,2 см




Икона «Богоматерь Тихвинская» была выполнена по частному заказу, на что указывает представленные на ее полях дополнительные святые Фотий и Никита. Мы наблюдаем тончайшую работу невьянского мастера. Личное Богоматери и Младенца сделано вохрением в белизну по коричневому санкирю со штриховой отборкой. Кайма мафория Богородицы и наручи расписаны по золоту, под мафорием просматривается бело-синий чепец. Ассист на одеждах Богородицы и хитоне Младенца, полностью, практически, утрачен, как и золото нимбов и фона. На полях в краснофонных с белой обводкой киотцах с килевидными навершиями изображены предстоящие в молении святые. Поля были грубо поновлены в конце XIX века, изначально они имели такой же тон, как и фон средника в «косточку».



реставрация икон (2).jpg

После реставрации. «Богоматерь Тихвинская со св.м. Фотием и св.м. Никитой на полях» конец XVIII в. Невьянск Дерево, основа состоит из одной доски с торцовыми врезными сквозными шпонками, краевой ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение Размер 22,3 х 19,0 х 2,2 см




Правой рукой Богоматерь указывает на Своего Богомладенца, в котором «путь, истина и жизнь». Христос изображен с поднятой в благословении правой рукой, в левой - свиток. Отличительной чертой иконографии является изображение повернутой к зрителю обнаженной правой стопы Христа.



реставрация икон (3).jpg

До реставрации. «Всех Скорбящих Радость» Первая половина XIX в. Нижний Тагил Дерево, основа состоит из трех досок с торцовыми врезными сквозными шпонками, паволока, левкас, темпера, золочение, цировка 33,5 х 28,7х 2,7 см




Икона «Всех Скорбящих Радость» нижнетагильского иконописного мастера, написана по листовому золочению, на полях иконы мы видим продавливание рисунка орнамента по золоту (цировка). Икон с таким оформлением полей в нашем хранении несколько, все они принадлежали одной мастерской.


В центре средника иконы, на фоне растительных побегов с крупными цветочными венчиками изображена Богоматерь с процветшим жезлом в правой руке. Распустившиеся цветы являются символами Радости и Небесной Благодати. Царственная Пресвятая Дева облачена в синих оттенков тунику с золотопробельными графическими ступенчатыми заломами ткани и красный с золотым цветочным узором мафорий. Своей левой рукой она осеняет скорбящий народ, окружающий Ее с двух сторон. Среди страждущих и больных людей изображены Ангелы Господни, посылаемые Богородицей для утешения верующих. Ангельские перья крыльев ангелов выполнены разделкой под «гравюру» или, как еще называют такой прием, - «под чернь».



реставрация икон (4).jpg

После реставрации. «Всех Скорбящих Радость» Первая половина XIX в. Нижний Тагил Дерево, основа состоит из трех досок с торцовыми врезными сквозными шпонками, паволока, левкас, темпера, золочение, цировка 33,5 х 28,7х 2,7 см




Образ Богоматери «Всех Скорбящих Радость» прославился в Москве в 1688 году, уже в «никонианское» время, большинство старообрядцев признали ее чудотворной, а в XVIII-XIX веках образ становится одним из самых популярных. Иконография образа отражает идею заступничества Богоматери за страждущих и болящих людей. В молитвах к этому образу Ее называют: «Помощница обидимых, надеющих надеяние, печальных утешение, алчущих кормилица, больных исцеление, грешных спасение».


Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник отдела фондов музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед.