Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Человеческие жертвоприношения на Урале


Человек с древности, чувствуя свою беспомощность перед силами природных стихий и явлений, начинает придумывать мифический мир божеств и духов. Связующим звеном между этим воображаемым миром и миром людей была жертва – дар духам и богам. Чем ценнее был этот дар, тем охотнее, по представлениям древнего человека, потусторонние силы помогут ему и тем надежнее его защитят. Несомненно, одной из самых ценных жертв был человек.
Мы не можем достоверно говорить о жертвоприношениях на Урале, так как у нас есть лишь косвенные доказательства этого обряда. Примерами являются культовые комплексы на Шайтанском озере.Памятники датируются в диапазоне от мезолита (13 – 8 тыс. лет назад) до средневековья (конец V – начало XVIвв).


OwU4PeTEHpQ.jpg




  На вершине Шайтанского шихана находится гранитная плита длиной около 4 м. На плите вышлифовано два углубления, к которым ведут восемь проточенных в граните канавок. Возможно, данная плита служила жертвенником. Особый интерес представляет комплекс находок, обнаруженный в расселине в северо-восточной части памятника. Там был найден раздавленный и кальцинированный череп мужчины. Здесь же были обнаружены кальцинированные и раздробленные кости человека и останки костюма.
Вероятно, человек (умерший или убитый) был сожжен вместе с костюмом, который украшали костяные подвески. Затем вместе с землей остатки трупосожжения были помещены в расселину. Сверху останки человека были засыпаны пластинками серебристого талька.
В ходе раскопок было обнаружено более 800 кальцинированных и раздробленных костей ребенка и взрослого человека. Так как большинство находок датируется эпохой раннего железа (I тысячелетие до н. э.–Iтысячелетие н. э.), жертвенные останки можно связать с этим временем.


  Подобный памятник был обнаружен близ Шигирского торфяника, это Скворцовская гора V. Здесь были замечены следы сожжения тела ребенка с богатым инвентарем.


  Ещё одним культовым местом Шайтанского озера является Южный шихан. На святилище представлены материалы четырех археологических эпох: мезолита, энеолита, ранней бронзы и раннего железа.


  К эпохе раннего железного века относятся находки на святилище: чаша из черепа взрослого мужчины и раздавленный череп пожилой женщины со следами воздействия высокой температуры.
Археолог Ю.Б. Сериков предполагает, что останки кремированных людей были принесены с другого места, так как некоторых элементов скелетов не хватает. Хотя в скоплении представлена большая часть отделов скелета.


5QoOPZmjyOk.jpg




  Череп человека чаще всего являлся элементом культовых действий и ритуалов. Этнографические данные позволяют определить, что череп служил символом воинской власти, трофеем, амулетом, предметом поклонения.


  На западной стороне культового озерного центра Шайтанское озеро I находится сложенный гранитными валунами Средний шихан. Святилище посещалось эпизодически в мезолите и раннем железном веке. Преобладающее количество находок относится к культуре раннего железного века. На шихане присутствуют раздробленные и кальцинированные кости взрослой женщины и младенца.


  Гора в миропонимании древнего человека очень часто являлась святым местом. Чаще всего на вершинах располагались святилища железного века и средневековья, находились жертвенные места. Так, в 1909 г. С.Н. Топорковым было открыто жертвенное место на вершине горы Голый Камень. Множество обгорелых костей с жертвенного места, собранных С.Н. Топорковым, были посланы в 1914 г. в Уральское Общество Любителей Естествознания (УОЛЕ). Среди обгорелых костей оказались и кости человека.


q4DB2TJvAkA.jpg




  Наиболее вероятным доказательством человеческих жертвоприношений на Урале является комплекс находок на Камне Дождевом, где экспедицией под руководством Ю.Б. Серикова в гроте были обнаружены останки мужчины и женщины. Скелет мужчины, судя по фрагментам одежды – шамана, располагался в глубине грота в скорченном положении. Останки женщины – у входа в грот. Мужчина был убит стрелой в спину. Существует версия, что соплеменники в страхе перед духом убитого связали его тело и поместили в пещеру. Его помощницу, вероятно, задушили и положили у входа, дабы она не позволила духу шамана покинуть грот.


  Важно отметить, что вероятные следы человеческих жертвоприношений на Урале относится к периоду раннего железа. Вероятно, люди прибегали к ним в качестве крайней мере в безвыходных на их взгляд ситуациях, когда под угрозой оказывалась судьба всего племени. В этом случае жизнь человека ценилась лишь, как ключ к выживанию общности, необходимая жертва одного во благо всего племени.




Алексей Сергеевич Чеченин, научный сотрудник музея-заповедника