Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Люди музейные. Революция не пострадает, если музей закроется

В августе 1930 г. указом НКВД СССР было ликвидировано Тагильское общество изучения местного края (ТОИМК), работавшее в тесном контакте с краеведческим музеем.


 Несколькими месяцами ранее было закрыто, а затем взорвано здание Входо-Иерусалимского собора XVIII века, поставленное учет Главнауки одним из первых. Выстроенное Никитой Акинфиевичем Демидовым «во исполнение воли и желания» его отца, создателя тагильского завода Акинфия Никитича, как предполагают, по проекту известного московского зодчего К.И. Бланка, оно отличалось несравненным по изяществу, красоте и стилистической целостности барочным убранством интерьера. В середине 1920-х годов по договору, подписанному с общиной верующих, не имевшей финансовой возможности поддерживать здание в должном состоянии, оно было передано музею, разместившему в нем художественный и - дань времени – антирелигиозный отделы.
Впечатляющую картину разрушения собора и «вытряхивания» из него музея запечатлела Т.К. Боташева: «В 6 часов утра пришли рабочие и начали ломать здание. Словцов…потребовал прекращения работ, его слушать отказались. Если бы не самоотверженная работа штата музея, решившего пренебречь опасностью и выносить [экспонаты] …в атмосфере летевших стекол, кирпичей, треска выламываемых связей, то имущество ценностью более чем на [пропуск в тексте – Авт.] рублей погибло бы. Впечатление было такое, как будто упорно преследуют цель уничтожить все, что было в соборе. На все заявления завгорместхозом резонировал: «Революция от этого не пострадает, если музей закроется».


 А в 1934 году весь первый состав научных сотрудников музея во главе с директором был арестован. Сотрудникам, самоотверженно восстановившим распыленные коллекции и в течение десяти лет неустанно пополнявшим их, инкриминировалось хищение экспонатов. Однако опубликованные недавно документы неопровержимо свидетельствуют о чисто политическом характере «музейного дела». Арест замечательных энтузиастов, всецело преданных музейному делу и сумевших за десять лет создать один из наиболее авторитетных исследовательских и культурно-просветительских центров на Урале, сказался для музея резким снижением его уровня в предвоенное десятилетие.


 В этом году у Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» круглая дата – 180 лет. Это одно из крупнейших и старейших музейных объединений Урала. И в этом большая заслуга первых советских музейщиков, которые жестоко пострадали за свой самоотверженный и вдохновенный труд. Сегодня мы с благодарностью размещаем фотографии лишь некоторых из сотен раритетов, которые мы сегодня можем увидеть исключительно благодаря их усилиям.



2eY7Gq6zkgU.jpg


Д. Прадье. Распятие Иисуса Христа. Мрамор. 1844 г.





aEp0p112bmw.jpg


Дарохранительница малахитовая. 

Санкт-Петербургская малахитовая фабрика Демидовых. 1852 г.





CEJxft_y99w.jpg


Стол из первой промышленной меди, добытой на Урале, 1715 г.





JfAs5xD0VZk.jpg


Крест напрестольный малахитовый. 1854 г.




n3_s-61Bkfs.jpg



Р.Д. Бингам. Фотопортрет Марии Елимовны Демидовой, урожденной княжны Мещерской. 

1867-1868 г.




nNpnFpdCzgM.jpg


С. Худояров. Мадонна со Святым Себастьяном. 

Копия с алтарной картины А. Корреджо. 1840-е гг.





w6VFPN5BC6U.jpg


Икона «Св. Анатолий и св. Павел» в серебряном окладе. 1837 г.





   С.А. Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника