Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Люди музейные. Возрождение краеведческого музея

В марте самое время поговорить об одном из самых интересных периодов истории музея-заповедника – возрождении Тагильского музея после тяжелых лет революций и гражданской войны. 30 марта 1924 г. открылся Нижнетагильский краеведческий музей.


 Заслуга возрождения краеведческого музея в Нижнем Тагиле принадлежит учрежденному в 1923 г. Тагильскому обществу изучения местного края (ТОИМК), который возглавлял доктор В.А. Ляпустин – человек образованный и увлеченный, сумевший сплотить вокруг себя круг единомышленников.


 Члены-учредители ТОИМК, среди которых были: хирург С.А. Боташев, инженер-механик Б. Л. Ланге, горный техник Ф.К. Францев, зам. председателя окрисполкома А.И. Кабаков, преподаватель горно–металлургического техникума А.Н. Словцов и другие – ставили своей задачей организацию музеев и выставок, библиотек, обсерваторий, лабораторий, сбор коллекций, разработку туристических маршрутов и организацию экскурсий, а также охрану памятников истории и культуры. Поэтому деятельность ТОИМК и музея были тесно связаны.
В распоряжение музея был предоставлен бывший купеческий особняк, из которого в 1928 г. он переехал в «лабораторный» флигель бывшего Главного окружного заводоуправления Демидовых. В нем некогда размещался Музеум естественной истории и древностей, а краеведческий музей пребывает поныне.


 Фотоснимки 20-х гг. XX в. запечатлели одухотворенный облик первых сотрудников музея. Следует отдать должное их смелости, поскольку они взялись за совершенно новое, незнакомое для себя дело.
Принявший на себя многотрудные обязанности директора – преподаватель горно-металлургического техникума, выпускник Санкт-Петербургского университета Александр Николаевич Словцов был по специальности математиком и астрономом. Его первая помощница, заведующая отделом геологии, минералогии и палеонтологии Тамара Константиновна Боташева – успела к 1917 г. закончить лишь 4 ½ курса медицинского факультета. А принявшие заведование культурно-историческим отделом Мария Александровна Зылева и общественно-экономическим отделом Ольга Александрована Кротова - имели за плечами школу II ступени.


GVCsqvNd06k.jpg



Сотрудники Нижнетагильского краеведческого музея, 1927 год: Зав.краеведческой библиотекой В.А. Чудовский, зав. естественно-историческим отделом Т.К. Боташева, зав. культурно-историческим отделом М.А. Зылева, зав. общественно-экономическим отделом О.А. Кротова и директор А.Н. Словцов.


HXiVb-c9xEA.jpg



Сотрудники Нижнетагильского музея Т.К. Боташева и О.А. Кротова. 1920-е гг.




 В пору создания музея лишь один из его сотрудников – Валериан Адольфович Чудовский в прошлом – профессор Государственного института истории искусств, главный библиотекарь и член Правления Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина – являлся специалистом экстра-класса. Он открыто выражал свое неприятие советской власти, за что в 1922 г. подвергся административной высылке в Нижний Тагил. Благодаря усилиям Чудовского была восстановлена и систематизирована богатейшая библиотека, включавшая книжные собрания из имения Сан-Донато, демидовского заводоуправления, Выйского технического училища, другие редкие и ценные издания.


 Остальным приходилось овладевать профессией в процессе работы. Тем большее уважение и восхищение вызывает степень понимания задач, поставленных перед собою нашими предшественниками и масштаб их реализации.


 Вчитываясь в документы тех лет, поражаешься: как неправдоподобно много сделано за столь короткий срок теми, кто возродил тагильский музей. К моменту его открытия, 30 марта 1924 года ими было собрано 1173 экспоната. Две находки поистине мирового значения: «Мадонна с покрывалом» кисти Рафаэля, и свайные постройки Горбуновского торфяника – сразу же выделили тагильский музей из ряда молодых периферийных музеев и способствовали установлению тесных его контактов с Главнаукой Наркомпросса, Государственным Музейным фондом и Государственным Историческим музеем (ГИМом) в Москве.
Мечтавший о создании в Тагиле картинной галереи А.Н. Словцов добился передачи из Государственного Музейного фонда ста семидесяти полотен, отражавших историю русской живописи XVIII –XIX веков, собрания художественной бронзы и фарфора – приобретения, легшие в основу художественного отдела музея.


 Для обследования Горбуновского торфяника были приглашены археологи А.А. Берс и В.А. Городцов, а с 1927 года на условиях паевого финансирования с ГИМом участвовал в планомерных раскопках под руководством профессора Д. Н. Эдинга.
В этот же период Нижнетагильский музей не только организовывал выставки на своих площадях, но предоставлял часть своих экспонатов для столичных выставок: «Помещичий и усадебный быт XVIII – XIX веков» в ГИМе и «Труд и капитал» в Русском музее.
Глубокий и серьезный подход, энергия, масштабность – заставляют Уральское Областное Бюро Краеведения уже в 1926 г. признать Тагильский музей одним из ведущих в регионе и активно пропагандировать его опыт. Музеи в Кушве, Новой Ляле и Башкарке и др. в 1926 г. становятся филиалами Нижнетагильского музея, который получает статус Окружного.


 В 1927 году прошла масштабная выставка, посвященной 10-летию октябрьской революции. В ней приняли участие все предприятия тагильского округа, а ее экспонаты легли затем в основу общественно-экономического отдела.
Кульминацией деятельности музея и ТОИМК стала борьба его сотрудников за сохранение памятников истории и архитектуры. Инициатором и организатором этой борьбы был, прежде всего, А.Н. Словцов. В 1925 году при Музее была организована комиссия по охране памятников. На учет Главнауки был поставлен ряд зданий в Верхотурье, селах Меркушинском и Петропавловском, а также несколько археологических памятников. В эти годы Николай Александрович выдвинул идею сохранения технического наследия на базе Невьянского завода.


 В 1925 году Словцову удалось добиться сохранения «в полном объеме…и принятия на государственную охрану» исторического ансамбля «Демидовской усадьбы - единственной в СССР усадьбы крепостника, получавшего свои миллионы от пота и крови тех, кто трудился «в горе» и в «огненных цехах». Годом позже Словцов впервые поставил вопрос о музеефикации всего ансамбля, получившего статус памятника истории и архитектуры республиканского значения.


 Но по всей стране шло санкционированное разрушение памятников старины, а Главнаука нередко занимала недостаточно твердую позицию в деле их охраны, и музей наталкивался на серьезное сопротивление. С горечью писал Словцов известному исследователю уральских заводов Д.А. Кашинцеву: «К величайшему сожалению, не могу констатировать улучшения охраны памятников прошлого… Вопрос об организации завода-музея в Невьянске, кажется, сдан в архив… Когда Тагильский музей просил поддержки Главнауки в вопросе об использовании бывшего Демидовского дома, то в этой поддержке нам было отказано».
Однако впереди музейных энтузиастов ждали еще горшие испытания.




 С.А. Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»