Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Приготовить лучших для катания на самолёте

6.Агитбригада ж. Крокодил.jpg

 

Со времён работы большевистской партии в условиях подполья, основными методами работы с людьми были агитация и пропаганда. При строительстве нового социалистического государства эти методы, не только не утратили своего значения, но значительно расширились и приняли другие формы.

 

В 1920-е годы сразу после гражданской войны специальные агитпоезда разъезжали по огромной стране с целью разъяснения политики партии, ознакомления широких масс трудящихся с изменениями в стране, пропаганды новых ценностей.

В 1932 году появилась возможность перейти на новый уровень агитационной работы. В октябре 1932 года начался сбор средств на создание агитационной эскадрильи имени М.Горького. За период 1932 – 35 г.г. в состав эскадрильи вошли 22 самолёта, автожир 2 ЭА (от греч. αύτός — сам и γύρος — круг) —винтокрылый летательный аппарат, другие названия автожира — гироплан, гирокоптер ) и дирижабль В-3.

5 мая 1933 года в День Печати было объявлено о начале работы эскадрильи. «В течение 5 лет существования эскадрильи было выполнено несколько сотен агитрейсов, проведено 3200 митингов, сделано 5 тыс. различных докладов и лекций. Эскадрилья налетала 55 млн. км, охватила различными мероприятиями более 10 млн. чел», отмечается в книге Н.А. Котова «История гражданской авиации России».

 

Первые агитационные рейсы по областным городам и наиболее значимым стройкам второй пятилетки были признаны весьма успешными в деле пропаганды социалистического строительства. В связи с этим, было принято решение охватить агитационными полётами отдельные отрасли производства и города, где были представлены наиболее значимые промышленные объекты. В августе 1935 года на заседании Президиума ЦК металлургов Востока утвердили специальное постановление «О предстоящем рейсе ВЦСПС агитэскадрильи им. М.Горького и печати по заводам Урала».

 

На Урале участники агитрейса должны были посетить крупные промышленные города. Поэтому заводским комитетам известных предприятий: Верх-Исетского завода, Нижне-Тагильского завода им. В.В. Куйбышева, Челябинского завода ферросплавов, Магнитогорского металлургического комбината предписывалось провести тщательную подготовку к встрече по определённым направлениям. Требовалось показать:

а) постановку соцсоревнования и ударничества, внедрение движения «отличников», то есть движение за звание «Отличника социалистического соревнования»;

б) улучшение бытовых условий работников, ход культурно-бытового и жилищного строительства;

в) подготовку к зиме цехов завода, жилья, детсадов, яслей, ДК, баз отдыха;

г) полит и профпросвещение, культурно-массовую клубную работу;

д) выполнение постановления СНК (Совета народных комиссаров) о соцстраховании.

 

В материалах по оргмассовой работе завкома завода им. В.В. Куйбышева за 1934-1935 г., хранящихся в Нижнетагильском историческом архиве, очень подробно освещается вопрос о подготовке к торжественной встрече агитэскадрильи осенью 1935 г.

К началу октября уже был известен состав гостей и те вопросы, которые будут в первую очередь рассматриваться. Указания к подготовке становятся более конкретными, предлагается   особый план организации приёма агитсамолёта: «Агитрейс   своей задачей ставит проверку реализации решения СНК СССР и ЦК ВКП (б) о снижении цен на хлеб, отмены карточек на сахар, мясо и др., выполнения решения ВЦСПС о подготовке жилищ к зиме, развёртывания культработы, выполнение бюджета соцстраха и средств профбюджета на культурно-бытовые нужды рабочих».

 

5 октября на заводе состоялось совещание профактива, на котором приняли план подготовки к встрече. Предполагалось провести единый агитдень с целью разъяснения значимости решения о снижении цен на продукты и отмене карточек.

На специальных собраниях рабочих и служащих организовали бригады из лучших рабочих по проверке выполнения данного решения в магазинах предприятия и города. По вопросу о подготовке к зимецехов завода и рабочих квартир и общежитий решили провести дополнительную «побелку, покраску и отопление», устроить овощехранилище, по воспоминаниям Н.И. Шеломовой - овощехранилище было организовано в подвале заводского дома, на ул. Тагильская, 24. Кроме этого в отчёты для ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) предлагалось включить сведения о культмассовой работе не только в клубе, но и по красным уголкам в цехах и общежитиям, о взаимной проверке цехами данных об уплате профсоюзных членских взносов и всего профсоюзного хозяйства, организовать дополнительную проверку «о ходе борьбы с травматизмом на рабочих местах», заслушать отчёт технического директора о заболеваемости и работе по снижению травматизма на пленуме завкома».

 

Поскольку задачей посещения было не только выслушать отчёты о проделанной работе, но и помочь в решении насущных проблем, «сотрудники эскадрильи» старались изучить реальное положение дел на местах. Поэтому ставилась задача об организации «подачи жалоб в завком, горпрофсовет и горсовет». Чтобы оказывать помощь участникам агитрейса в работе специально выделяли рабочих – «контролёров», которые должны были давать пояснения и помогать сотрудникам эскадрильи. Клуб Металлургов должен был взять на себя обязанность «широко афишировать по заводу и вне его: время, цели и задачи агитбригады ВЦСПС, прилетающей в Самолётах в Нижний Тагил».

Готовили торжественную встречу и на аэродроме, и в городском цирке, на предприятиях, которые должны были представить списки лучших работников - ударников и отличников – победителей соревнований и для участия в мероприятиях и для «катания на самолёте». С самого начала работы агитэскадрильи катание было обязательной акцией при посещении городов и строек. Так завкомы НТМЗ, ВЖР, рудника им. III Интернационала, постройкомы Тагилкомбинатстроя и Уралвагонстроя, завода № 63 должны организовать соревнование среди рабочих и к 15 октября « приготовить лучших для катания на самолёте».

 

Наконец, городской совет профсоюзов получил телеграмму:

« 7 Октября /в/ час дня /из/ Москвы вылетела агитэскадрилья /им./ Максима Горького /в/составе самолёта «Крокодила» /в/ сопровождении самолёта СП. Прибудет /в/ Ваш город 17 Октября. Организуйте встречу агит – эскадрильи совместно /с/ предприятиями города /от/ черной металлургии Востока, добычи цветных металлов, Золота и Платины, железорудной, строителей Урала. Секретарь ВЦСПС … Вейнсберг».        

Откуда столь необычное название самолёта – «Крокодил»? Старшее поколение прекрасно помнит сатирический журнал «Крокодил». Ряд самолётов агитэскадрильи был построен на средства, собранные газетами и журналами. Для постройки своего самолета редакция журнала «Крокодил» в 1935 году издала специальный номер. Рабочие типографии трудились без оплаты, а писатели и художники отказались от своих гонораров. Самолет АНТ-9 даже внешне был оформлен и разрисован под крокодила.  

На заводе им. В.В. Куйбышева активно готовились к встрече. Завком должен был организовать митинги – встречи на аэродроме; вечера – встречи в клубе Металлургов, в цехах с ударниками завода, заседания пленумов ЗК с участниками бригады эскадрильи для обсуждения вопросов по постановлению Совета Народных Комиссаров об отмене карточек. Экипажи самолётов и агитбригада должны были встречаться со знатными людьми завода на квартирах лучших ударников, выступить в цехах, на радио, на совещаниях. Также требовалось выделить на рабочих собраниях 9 человек лучших ударников для полётов.

 

7. АНТ-20.jpg


Прибытие самолётов агитэскадрильи из Свердловска ожидалось 17 октября 1935 г. в пять часов вечера, но видимо энтузиазм встречи и обширная программа посещений предприятий в Свердловске не позволили выдержать график. В Нижний Тагил самолёты агитэскадрильи прибыли только в субботу 19 октября в 11 часов дня и после торжественной встречи сразу разъехались по предприятиям. Бригада по просьбе профсоюзов должна была посетить Уралвагонстрой, Тагилстрой, Высокогорский железный рудник, рудник им. III интернационала, детские учреждения, один из золотых приисков. Время пребывания в Нижнем Тагиле пришлось сократить. Но обычная программа была выполнена: демонстрировались документальные фильмы об успехах первых пятилеток, транслировались радиопередачи, завкомы получали профсоюзную литературу. Правда, нет упоминания о катании на самолётах, но скорее всего эта обязательная часть программы также была выполнена.

Требование широко освещать в печати подготовку к встрече и пребывание на заводах агитэскадрильи в основном проявилось только в заводской печати. Газета «Тагильский рабочий» обошлась краткими сообщениями о прибытии агитэскадрильи в город.

 

Подобные агитационные рейсы позволяли не только разъяснять и пропагандировать политику коммунистической партии, но и позволяли руководящим профсоюзным и партийным органам судить о положении дел и настроении на местах.

 

Г.А. Осетрова, главный специалист музея-заповедника