Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

История одного портрета...

Издавна Нижний Тагил славился своими искусными мастерами: механиками, металлургами, плотинными мастерами. Увы, мы часто не знаем, как выглядели тагильские мастера XVIII – 1 пол.XIX в., так как их прижизненных изображений либо не было, либо они не сохранились до наших времен. 

В 1950-е гг. тагильчанин А. И. Трифонов подарил Нижнетагильскому краеведческому музею семейную реликвию – картину неизвестного художника, которая досталась ему в наследство от отца - И. М. Трифонова, лесничего Нижнетагильского округа. Это был портрет И. Ф. Макарова, талантливого тагильского механика, который приходился А. И. Трифонову прадедушкой. 


Иван Федорович Макаров (1793-1843 (44) – талантливый тагильский механик и металлург I пол. XIX в., представитель знаменитой династии изобретателей Макаровых. Его отец, Федор Макаров, был учеником «слесарной избы» известного тагильского мастера XVIII в. Е. Г. Кузнецова, известного своими изобретениями: астрономическими часами и музыкальными дрожками. 


Фото. Трифонов И.М., внук И.Ф. Макарова.Кон.XIX в._1.jpg

Фото. Трифонов И.М., внук И.Ф. Макарова.Кон.XIX в.





 В 1810 г. И. Ф. Макаров начал службу на демидовских заводах. Его техническая деятельность охватывала все сферы заводского производства Нижнетагильских заводов: доменное, кричное, прокатное. В 1821 г. он занимал должность надзирателя косного производства при кузницах и слесарнях, позже – катального мастера Нижнетагильского завода. 
Ефим Черепанов один из первых обратил внимание на способности мастера катального производства Ивана Макарова. Когда в 1827 г. Н. Н. Демидов предложил направить с заводов в Петербург и за границу молодого человека, который был бы «одарен к механической части» для усовершенствования по специальности, Е.А. Черепанов выбрал именно И.Ф. Макарова. 
Е. А. Черепанов в своем донесении Н. Н. Демидову (от 27.05.1827 г.) писал: «…Требуемый вами для посылки в Англию для замечания тамошних машин, по общественному Нижнотагильской конторы согласию, выбран катального производства надзиратель Иван Федоров Макаров, который в нынешнем караване и отправлен до Лаишева водой, а оттудов отправится сухопутно по тракту до Нижняго, Москвы и в Петербург…». 

И. Ф. Макаров изучал технологию косного производства в Вене и Златоусте, сам занимался его усовершенствованием. Экспериментальная деятельность Ивана Федоровича по получению стала главным делом его жизни. В 1840 г. он получил долгожданную вольную за усовершенствования в области косного производства. 

Если внимательно посмотреть на портрет, то на темном фоне картины, слева от изображения И. Ф. Макарова, можно увидеть надпись, сделанную бледно-коричневой краской: «1835». Тогда И. Ф. Макаров был еще крепостным, но уже занимал должность управляющего Салдинскими заводами. 

Неизвестный художник.Портрет И.Ф. Макарова (1793-1843 (44).Холст, масло.I пол. XIX в.-min.png

Неизвестный художник.

Портрет  И.Ф. Макарова (1793-1843 (44).

Холст, масло.I пол. XIX в.


 
На картине изображен мужчина средних лет (И.Ф. Макарову тогда было 42 года). Тонкие усы, короткая бородка, густые темные вьющиеся волосы коротко острижены. Одет в темно-коричневый сюртук. Из-под отложного воротника сюртука выступают концы серой жилетки, на шее – черный галстук. 
Но кто же автор портрета Ивана Федоровича Макарова? 
 
Искусствовед О. Н. Силонова высказала предположение, что автором портрета является русский художник П. П. Веденецкий, который посетил уральские заводы по приглашению Демидовых в 1830-е гг. Известны его картины: «Нижний Тагил зимой», «Нижнетагильский завод», «Черноисточинский завод», «Нижнесалдинский завод». Возможно, этот портрет был написан во время визита П. П. Веденецкого на Нижнесалдинский завод, где он познакомился с управляющим И.Ф. Макаровым. Это предположение подтверждает характер и техника написания портрета. Тонкая детализация лица, глаз, волос доказывает уверенное владение автором приемами портретной живописи. Новгородский художник П. П. Веденецкий был отличным портретистом. Первым его учителем был его отец П. А. Веденецкий, один из лучших живописцев Нижнего Новгорода I пол. XIX в. Сначала он сам учил сына рисовать, затем отдал его в знаменитую школу живописи А. В. Ступина в Арзамасе. С 1814 по 1817 гг. Павел Петрович был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1816 г. он получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в 1817 г. был уволен по собственному прошению с аттестатом I степени на звание классного художника исторической живописи. Известно, П. П. Веденецкий работал в Санкт-Петербурге, Ярославле, Прикамье, Нижнем Новгороде. По заказу Демидовых с 1841 по 1847 гг. им были написаны 43 иконы для Выйско-Никольской церкви. 


Открытка Нижняя Салда. Никольская церковь.Нач. XX в.-min.jpg

Открытка Нижняя  Салда. Никольская церковь.Нач. XX в.





Известно, что И. Ф. Макаров был не только управляющим Салдинских заводов, но и церковным старостой Никольской церкви, построенной по проекту архитектора 
А. П. Чеботарева, в Нижней Салде. Церковь Николая Чудотворца была освящена в 1834 г. Бывая по службе на Нижегородской ярмарке, И. Ф. Макаров делал закупки не только для Никольской церкви, но и для Иоанна Богословской церкви, построенной в Верхней Салде. По семейному преданию, Иван Федорович Макаров был похоронен в Нижней Салде, в ограде Никольской церкви. 
Примечателен также тот факт, что и сам будущий «стальной» мастер Иван Макаров учился в Нижнетагильской школе живописи, у В. И. Албычева, выпускника Императорской Академии художеств. Имя Ивана Макарова числится среди выпускников первого набора живописной школы, но способности к точным наукам определили его дальнейшую судьбу. 
Портрет талантливого тагильского мастера I пол. XIX в. Ивана Федоровича Макарова вы можете увидеть в экспозиции Историко-краеведческого музея. 
 
 



Надежда Высоцкая,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника