Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия

ТАГИЛЬЧАНАМ-ФРОНТОВИКАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ

9 мая 1945 г., 79 лет назад, окончилась Великая Отечественная война. Свыше 70 тысяч тагильчан воевали с первого дня и до последнего на всех фронтах и во всех родах войск, прошли с боями путь от Москвы до Берлина.
Тагильчанам-фронтовикам и труженикам тыла посвящается эта статья.


«БЕРЛИН. 9.5.45 г. РЕЙСТАГ».
Именно так, пусть и орфографической ошибкой (правильно писать, конечно же, «Рейхстаг») написано на фотографии, запечатлевшей тагильчанина, капитана авиации В.Ф. Бердникова вместе с сослуживцами на ступенях Рейхстага в памятном мае 1945-го.



1.jpg
В.Ф. Бердников (второй ряд слева четвертый), капитан авиации, среди участников боев за Берлин у здания рейхстага. Германия, г. Берлин. 9 мая 1945 г. На обороте надпись: «Лена! Вещественное доказательство о том, что я был в Берлине». Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».



Начавшаяся 16 апреля 1945 г., Берлинская операция продолжалась почти две недели и завершилась 2 мая капитуляцией гарнизона Берлина.

За Рейхстаг в апреле 1945 г. разгорелись особенно ожесточенные бои, поскольку именно на здании рейхстага решено было водрузить Красное Знамя Победы. Что и было сделано в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г.

Первоначально Красное Знамя Победы было закреплено на карнизе Рейхстага с восточной стороны (центральный вход в здание рейхстага расположен с запада) лейтенантом А.П. Берестом, сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантарией.

2 мая 1945 года теми же М.А. Егоровым и М.В. Кантарией под командованием командира 756-го стрелкового полка полковника М.Ф. Зинченко было установлено Красное Знамя Победы на разрушенном куполе Рейхстага.

После окончания войны здание Рейхстага (или просто, Рейхстаг) стало одним из самых популярных мест для фотографирования советских воинов. Поодиночке и группами позировали они на фоне закоптившихся и испещренных пулями и осколками снарядов стен. Для фотографирования у стен Рейхстага прибывали группы советских воинов и из окрестностей Берлина.

Фотографий, сделанных на фоне Рейхстага, очень много. Их можно увидеть в широком доступе в интернете. В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» в коллекции «Кино-, фотодокументы» хранятся фотографии запечатлевших тагильчан-фронтовиков на фоне колонн Рейхстага.

Это и уже упомянутая фотография капитана авиации В.Ф. Бердникова, и фотографии красноармейцев П.И. Игумнова, С.А. Журавлева.



2 ИГУМНОВ.jpg
П.И. Игумнов (в последнем ряду), красноармеец, среди участников штурма Рейсхстага. Германия, г. Берлин. Май 1945 г. Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».



3 ЖУРАВЛЕВ.jpg
С.А. Журавлев, красноармеец, у стен Рейхстага с боевыми товарищами. Германия, г. Берлин. 9 мая 1945 г.
Фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

 


Реже, чем на фоне, фотографировались внутри Рейхстага.
И одна из них – фотография из собрания тагильчанина – участника Великой Отечественной войны Н.М. Бурашникова.
Профессиональный фотограф Н.М. Бурашников работал фотокорреспондентом газеты «Тагильский рабочий» до (1938–1941 гг.) и после войны (1945–1960 гг.). А в годы Великой Отечественной войны служил фотографом разведывательного управления аэрофотослужбы 6-ой воздушной артиллерии: он вылетал на самолете во вражеские тылы для съемки объектов на территории противника. 
Всю войну Н.М. Бурашников прошел с фотокамерой в руках.




4 Бурашников 01.jpg
Н.М. Бурашников, фотограф разведывательного управления аэрофотослужбы 6-ой воздушной артиллерии, репортер газеты «Тагильский рабочий». Участник штурма  Берлина  1945 г. Фото 1944 –1945 гг.




Заканчивал он ее уже в составе Войска Польского.
Был удостоен наград, в том числе медалей «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы».



5 УДОСТОВЕРЕНИЕ БУРАШНИКОВА.jpg
Удостоверение старшины Н.М. Бурашникова медалью «За взятие Берлина». 




В музейной коллекции творческое наследие Н.М. Бурашникова представляет негативы и фотографии, в основном/преимущественно, о строительстве жилых домов в 1950-1960-е гг., о работе колхозов и совхозов Пригородного района (Николай Бурашников. От Тагила до Берлина).
Но есть также и фотографии, сделанные уже в самом конце войны в Берлине и запечатлевшие советских военнослужащих у колонны Победы (Берлин, май 1945 г.), возле Национального памятника кайзеру Вильгельму (Берлин, май 1945 г.) и, наконец, Н.М. Бурашникова (первый ряд слева крайний), среди военных в здании Рейхстага (Берлин, май 1945 г.). На обороте последнего фото имеется надпись, сделанная рукой Николая Михайловича: «Я в Берлине в здании Рейхстага (думаю, что меня разыщите на фото)».



6 Бурашников15-20.jpgН.М. Бурашников (первый ряд слева крайний), фотограф разведывательного управления аэрофотослужбы 6-ой воздушной артиллерии, среди военных в здании Рейхстага. Германия, г. Берлин. Май, 1945 г.




Именно об этой фотографии и пойдет речь в данной статье.

Фотография очень колоритная.

Чего только стоят масштабные скульптуры германских королей, превышающих человеческий рост в два раза! Примечательна эта фотография еще и тем, что на ней видно еще мало надписей на стенах. Позднее Рейхстаг буквально от пола до потолка покрылся автографами, сделанными, по большей части, советскими воинами. Союзники тоже пытались «оставить свой след» на стенах Рейхстага, но в очень небольшом количестве.

Фотография Н.М. Бурашникова – далеко не единственная, сделанная на фоне скульптур. В сети интернет подобных фотографий довольно много. Возможно, что именно благодаря впечатляющим статуям советские воины-победители и облюбовали для фотографирования именно это место.
Но где именно в здании рейхстага была сделана фотография Н.М. Бурашникова и другие?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести исследование с самого начала, а именно с истории строительства самого Рейхстага.



7 Рейхстаг фото конца XIX века..jpgЗдание рейхстага. Фото конца XIX века. Источник: https://cont.ws/@hellene7/1487597




Строительство здания германского парламента продолжалось, в общей сложности, десять лет.
В 1884 г. кайзер Вильгельм I собственноручно заложил в фундамент будущего здания парламента на берегу реки Шпрее первый кирпич.

Двумя годами ранее, в 1882 году, в Германии был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект нового здания парламента, в котором приняли участие 190 архитекторов.
Победу одержал архитектор из Франкфурта-на-Майне Пауль Валлот (в ряде источников можно встретить написание: П. Валло) вместе с мюнхенским архитектором Фридрихом фон Тиршем.
Именно П. Валлоту и были поручены строительные работы.

Здание германского парламента должно было выглядеть величественно, мощно и грандиозно.

Рейхстаг должен был стать одним из главных зримых символов нового государства на карте мира – Германской империи (интересно, что пройдет всего лишь немногим более ста лет и Рейхстаг, уже в 1990-х гг., снова выступит в этом качестве).


18 января 1871 г. в Версальском дворце (Пруссия только что одержала впечатляющую победу над Францией – ярой противницей объединения Германии) было объявлено об образовании Германской империи (Германского Рейха) со своими флагом, гербом, гимном, а также с территориальными амбициями, в частности, в Африке и Юго-Восточной Азии, и идеей германизации.

По конституции, принятой 16 апреля 1871 г. Германская империя представляла собой союзное государство («вечный союз»), состоявшее из 25 государств, и из них, в частности, четыре королевства: Пруссия, Бавария, Вюртемберг, Саксония.

Это обстоятельство было отражено в архитектуре Рейхстага: по углам массивного здания возвышались (и по сию пору возвышаются) четыре башни: символ четырех королевств. Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга. На башнях были установлены статуи-аллегории, символизирующие различные стороны жизни государства: промышленность, сельское хозяйство, армию, искусство, пивоварение. Всего таких статуй шестнадцать. На фризе портика размещена надпись: «Немецкому народу». Буквы были отлиты в 1916 году из орудий времен наполеоновских войн. Венчал строение величественный купол, олицетворявший кайзера и одновременно – единство новой Германии.

Здание Рейхстага разделено на уровни.

Так, в семитомной «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века» (1902 – 1908 гг.) Г.В.Барановского приведены «планы этажей здания Германского Рейхстага в Берлине» и этажей всего три: «главный», «антресольный» и «верхний».

Первый этаж был отдан под парламентский секретариат. Второй этаж носит название «главного», «парламентского» или «пленарного», поскольку именно здесь расположен зал заседаний для 600 парламентариев. Этажи выше (соответственно, третий и четвертый) отданы руководящим структурам и фракциям. Венчает строение крыша-терраса с куполом.



8 ПЛАН Р.jpg
Планы этажей Рейхстага. Г.В. Барановский «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века».
Источник:
https://dr-guillotin.livejournal.com/218205.html



Самый низший уровень, подвал, занимают системы жизнеобеспечения, в частности, система отопления. Не все знают о том, что существовал подземный ход из подвала Рейхстага под залом для заседаний. Он проходил под улицей Фридрих-Эберт-Плац позади здания парламента и вел в подвал Дворца президента рейхстага, который также называли «Дворцом Геринга», т.к. Г. Геринг с 30 августа 1932 по 23 апреля 1945 гг., помимо всех прочих должностей, занимал должность Президента/Председателя рейхстага. Подземный ход был отделен от упомянутой лестницы, а также от подвалов центрального отопления особой дверью. По стенам этого коридора проходили отопительные трубы.

Т.н. «Дворец Геринга» находился со стороны восточного фасада (там же изначально располагался и вход для посетителей, или «подъезд №5») на берегу реки Шпрее.

В своих мемуарах один из участников штурма Рейхстага командир 756-го полка Ф.М. Зинченко вспоминал: «Что касается восточного входа, то он выходил на противоположную от нас сторону рейхстага, в район, еще полностью находящийся в руках гитлеровцев. Понятно, что этот вход был недосягаем и для наших огневых средств».

Вполне вероятно допустить, что германская оборона со стороны восточного фасада была особенно плотной, в том числе, и по причине наличия подземного хода, о котором, впрочем, советские бойцы и командиры, судя по всему, не знали. И не они одни: подземный ход был совершенно случайно обнаружен в 1990-х гг. во время реставрационных работ. Часть подземного хода была изъята во время строительных работ, сейчас она выставлена в подземном пешеходном переходе, ведущем из Рейхстага в Якоб-Кайзер-Хаус.



9 ПОДЗЕМНЫЙ ХОД.jpg/
Археологическая находка: Части старого подземного хода, который был предназначен для трубопровода и соединял Рейхстаг с котельной дворца президента pейхстага. Источник: брошюра «Прогулка по парламентскому кварталу. Знакомство с архитектрурой, искусством и функциями зданий Бундестага».




Рейхстаг имел 3 входа и 2 транспортных въезда. Главным входом в Рейхстаг был западный, он выходил на Королевскую площадь, Кёнигсплац (в настоящее время, площадь Республики), украшенную в довоенное время фонтаном и колонной Победы.

Вход был оформлен торжественно: шесть пар колонн, над которыми расположен портик с изображением/скульптурой «Объединенная Германия».

Поднявшись по большой парадной лестнице, через западный вход можно было попасть сразу на второй, «главный», этаж в очень приметный вестибюль, восьмиуголный по краям (отсюда его название «Октагон») и круглой формы в центре. Очень много фотографий в мае 1945 г. и позднее были сделаны именно в «Октагоне», который хорошо узнается на снимках, благодаря примечательной круглой форме и двойным колоннам по четырем сторонам.



10.jpgФотография, сделанная в вестибюле Рейхстага, т.н. «Октагоне». 1945 г. Источник: https://fotoload.ru/fotoset/27832/




В центре вестибюля возвышалась скульптура кайзера Вильгельма I – и как создателя Германской империи, и как монарха, «подарившего» немецкому народу новое здание парламента.

Пройдя через вестибюль, посетители могли попасть прямо в зал заседаний.
Однако главный вход в Рейхстаг был открыт только в торжественных случаях». Здесь же, рядом с главным входом, имелся балкон для произнесения речей перед народом.
С северной стороны здания располагался транспортный проезд во внутренний дворик, который еще называли «световым», т.к. он давал возможность осветить центральные помещения. Всего в Рейхстаге два дворика – северный и южный.
Ещё один транспортный проезд, в другой внутренний дворик («южный»), находился на восточной стороне здания, ближе к Тиргартену.
Посетители, как правило, попадали в здание рейхстага через т.н. восточный вход, или подъезд №5, (это был вход для посетителей) и посещение было строго регламентировано.
Вход для посетителей был открыт до десяти часов вечера. Здесь имелся швейцар, задача которого состояла в том, чтобы впускать и выпускать посетителей, а также напоминать заработавшимся депутатам, что время позднее и что через «депутатский» подъезд они из Рейхстага не выйдут (закрывался в восемь часов вечера).
Помимо зала для заседаний, приемных и помещений, предназначенных для президента парламента, канцлера и «министерских нужд», в Рейхстаге имелись библиотека, читальный зал, комната для письма, телефонная станция, почтовое отделение. буфеты, а также помещения для прислуги.
Депутаты входили в Рейхстаг через южный вход, или подъезд №2, который так и называли – «депутатским». Он выходил на набережную реки Шпрее.
За входными дверями южного входа следовал Южный вестибюль, украшенный масштабными статуями германских королей.

И здесь мы возвращаемся к фотографии Н.М. Бурашникова, сделанные в здании рейхстага.

На первом плане видны скульптуры, не сохранившиеся до наших дней, в связи с чем можно было бы предположить, что фотография была сделана именно здесь – в Южном вестибюле.

Однако известно, что Восточный вестибюль также украшали скульптуры.

Но, сравнив на плане Рейхстага количество колонн в Южном вестибюле (восемь) и в Восточном (всего шесть), закономерен вывод, что сфотографировались советские бойцы именно в вестибюле Южного входа в Рейхстаг, или подъезда №2.

Но чьи скульптуры украшали Южный вестибюль?

Благодаря участникам форума Grinnols (Рейхстаг. Южный вход, 30.04.2020), удалось установить не только то, что фотография Н.М. Бурашникова была сделана с южного входа, но и то, на фоне каких скульптур она была сделана.

Вот что можно прочитать на упомянутом выше форуме:«Сразу после входа шел Süd-Eingangshalle («Южный зал») со скульптурами. В начале февраля 1897 г., уже после открытия здания, в вестибюле подъезда № 2 в основании каждой колонны были установлены восемь бронзовых статуй германских императоров. С левой стороны от входа установили статуи Карла Великого (работы скульптора Peter Christian Breuer), Генриха I (Adolf Brütt), Оттона Великого (Rudolf Maison) и Генриха III (Ludwig Manzel). С правой стороны стояли статуи Фридриха Барбароссы (Max Baumbach), Рудольфа фон Габсбурга (August Vogel), Карла IV (Robert Diez) и Максимилиана (Wilhelm Widemann). Статуи высотой 2,5 м установлены на низких пьедесталах высотой 2 ½ м».



11.jpg
  Схема южного входа в Рейхстаг в разрезе. «Южный зал» со скульптурами выделен красным цветом. Источник: https://grinnols.livejournal.com/21525.html).



На плане Южного входа и вестибюля, представленном в разрезе, можно видеть лестницу. На ней и стоят позирующие для фото советские воины. На ряде фотографий лестница также видна.



12 ЛЕСТНИЦА.jpg
Лестница, ведущая из Южного вестибюля в фойе. Напротив лестницы расположено окно в Южный световой дворик. Источник: https://fotoload.ru/fotoset/27832/




По этой лестнице поднимались депутаты рейхстага на лестничную площадку, большое арочное окно которой выходило во внутренний южный двор («световой»). Имеется также большое окно напротив лестницы. Здесь лестница раздваивалась: можно было подняться по ступеням вверх на второй, «парламентский» этаж и пойти либо направо, в восточном направлении, либо налево – в западном.
Идя от южного входа направо, т.е. в восточном направлении, в прежнем Рейхстаге мы оказались бы канцелярии.
Если идти в западном направлении, фойе приведет в «Октагон» – в вестибюль напротив главного входа в Рейхстаг. Свернув из вестибюля направо, попадаем в сердце здания парламента – в зал заседаний.
В Рейхстаге также были (и есть до сих пор) лестницы, которые, в отличие от парадного входа, спрятаны в глубине здания.
Вокруг вестибюля на плане здания видны четыре служебных лестницы.

Полковник М.Ф. Зинченко вспоминал о событиях ночи с 30 апреля на 1 мая 1945 г.:
«Четверо разведчиков из 136-ой пушечной бригады, по указанию Макова не ввязываясь в бой, устремились на крышу Рейхстага по обнаруженной ими лестнице.
И в 22.40 знамя 79 корпуса было вставлено в корону скульптуры-великанши, олицетворявшей Германию.
После хаотичной ночной перестрелки немцы отошли на цокольный этаж. Наши заняли оборону в нескольких помещениях, не пытаясь развить успех, т.к. в кромешной тьме, царившей в Рейхстаге, можно было перестрелять друг друга. Огромное здание стало напоминать «Дикое поле» – пустое и опасное. И только разведчики группы Макова сновали туда-сюда по освоенной ими лестнице».

На плане «главного» этажа (второго этажа) между Южным вестибюлем и юго-западной башней, действительно, была лестница, ведущая на верхние этажи.

И хотя в 1990-е гг. здание рейхстага было существенным образом перестроено, эта лестница сохранилась. По ней можно пройти и сейчас.



13.jpgПлан современного Рейхстага. Справа внизу видна внутренняя лестница. Предположительно, именно по ней поднимались со Знаменем Победы  А. Берест, М. Егоров и М. Кантария. Источник: брошюра  «Прогулка по парламентскому кварталу. Знакомство с архитектурой, искусством и функциями зданий Бундестага».




Сложно поверить, но именно по этой лестнице должны были подниматься со Знаменем Победы А. Берест, М. Егоров и М. Кантария.

Далее полковник М.Ф. Зинченко вспоминал: «Разведчики, прекрасно понимая значение установленного знамени, не в последнюю очередь для них лично, организовали тщательную его охрану, периодически сменяя друг друга. (…) В районе 3-4 часов утра (уже 1-го мая) по приказу командира 756–го полка лейтенант А.П. Берест повёл на крышу Рейхстага группу бойцов, включавшую в себя М. Егорова и М. Кантарию, которые были выбраны политорганами для установки знамени, изготовленного по указанию Военного совета 3-ей ударной армии. Берест повёл солдат по маршруту, проложенному днём разведвзводом Сорокина. Т.е., пройдя через большой многофункциональный зал, защищаемый батальоном Давыдова, они вышли на широкую лестницу и должны были, поднявшись по ней, выйти на крышу через юго-западную угловую башню. До скульптурной группы «Германия», центрального элемента парадного фасада Рейхстага, оставалось бы пройти метров пятьдесят.

Но на этой скульптуре уже развевался флаг 79-го корпуса, причём тщательно охраняемый. В нервозной обстановке, в полной темноте, услышав осторожные шаги идущей группы людей... В общем, могло произойти несчастье и история «знамени Победы» выглядела бы сегодня совсем по другому. (…)
Берест в полной темноте ошибся, прошёл лишних метров 60 и вывел своих солдат на крышу Рейхстага через юго-восточную башню. Осмотревшись, они увидели совсем недалеко большую конную фигуру и Берест приказал бойцам цеплять знамя к этой фигуре».

Это была конная статуя Вильгельма I на крыше восточного фасада.
Необходимо отметить, что в период Второй мировой войны Рейхстаг не имел большого исторического и политического значения.
После пожара в 1933 году редкие заседания рейхстага проходили в здании Кролль-оперы (напротив Рейхстага), а с 1942 году они прекратились. При этом большинство помещений Рейхстага не пострадали от огня, и в них до начала 1939 года располагались администрация рейхстага и библиотека.
В 1941 году угловые башни Рейхстага были переоборудованы под зенитные башни. Во время войны почти все окна были замурованы (на представленных фотографиях это хорошо видно, что окна и даже двери были закрыты или заложены кирпичами) и здание служило бомбоубежищем. «Всеобщая электрическая компания» (AEG) производила здесь радиолампы. В Рейхстаге также был обустроен госпиталь, а в его подвальные помещения переехало родильное отделение клиники «Шарите».

В первое послевоенное десятилетие здание рейхстага, оказавшееся в западной части Берлина, находилось в полуразрушенном состоянии. В 1954 году из-за угрозы обрушения остатки купола взорвали. Вскоре было решено провести ремонт, но в условиях разделённой Германии никто не знал, в каких целях использовать здание.

Ремонтные работы затянулись до 1973 года. Западногерманский архитектор Пауль Баумгартен, выигравший конкурс, отказался от восстановления купола, а также удалил множество резных и штукатурных украшений в стиле, ссылаясь на то, что они и так сильно пострадали во время войны и постепенно разрушались.
На приведенных ниже фотографиях можно видеть, что Рейхстаг был кардинальным образом перестроен.


14.jpg
Начало реконструкции Рейхстага. Фото 1961 г.
Источник: https://foto-history.livejournal.com/6735253.html



15 1966_.jpg
На фотографии хорошо видно, что от прежнего Рейхстага сохранился фасад и полностью западный вестибюль, на стенах которого можно и сегодня увидеть надписи, сделанные советскими солдатами в 1945 г. Источник: https://foto-history.livejournal.com/6735253.html



Во многом от прежнего здания конца XIX века остались внешние стены и часть внутренних. Сохранился, в частности, западных вестибюль, где можно видеть на стенах и потолке следы от пуль и осколков снарядов и, самое главное, надписи советских солдат, сделанные в мае 1945 года и позднее. Эти надписи покрыты специальным составом, обеспечивающим их сохранность. Часть надписей была скрыта белыми панелями, которыми облицованы стены, тем самым сохранив их для будущего.

Центр здания, где и сейчас расположен в том числе зал для пленарных заседаний, был построен заново.

По завершению восстановления и реконструкции в 1972 году здание Рейхстага стал использовать немецкий исторический институт. В нем разместилась выставка «Вопросы немецкой истории», которая действовала на протяжении 20 последующих лет.

4 октября 1990 года, на следующий день после фактической даты объединения Германии, в Рейхстаге состоялось первое заседание первого общегерманского бундестага. В 1990-х здание подверглось новой реконструкции – на крыше появился прозрачный купол, спроектированный архитектором Н. Фостером и служащий сегодня обзорной площадкой для туристов.

Сегодня Рейхстаг является и зданием парламента (бундестага),памятником архитектуры, исторической достопримечательностью и общественно-культурным центром.


16 Современный.png
Организация и представительство: С этажа президиума можно заглянуть прямо в пленарный зал. Источник: брошюра «Прогулка по парламентскому кварталу. Знакомство с архитектурой, искусством и функциями зданий Бундестага».



17 СОВРЕМЕННЫЙ.jpg
Дженни Хольцер (Jenny Holzer) Инсталляция для Рейхстага 1999 г. Северный вестибюль. Источник: брошюра «Прогулка по парламентскому кварталу. Знакомство с архитектурой, искусством и функциями зданий Бундестага»





Это современное здание, воссозданное с применением современных технологий и строительных материалов.
Однако часть стен Рейхстага уже 79 лет хранят следы пуль и осколков снарядов и надписи, сделанные советскими солдатами-победителями в далеком мае 1945-го.


18.jpgПамятные надписи советских солдат на стенах современного Рейхстага. Западный вестибюль, центральный вход. Источник:  брошюра  «Прогулка по парламентскому кварталу. Знакомство с архитектурой, искусством и функциями зданий Бундестага».



Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»